Разговор Кнурова с Вожеватовым (анализ 2-го явления I действия пьесы А. Н. Островского “Бесприданница”)

“Бесприданница” (1878 г.) считается лучшей психологической драмой А. Н. Островского. В этой пьесе драматург обращается к жизни новой, буржуазной России. В центре внимания Островского – жизнь людей многих сословий: дворян, купцов, чиновников.
В пореформенные годы в обществе происходят резкие изменения: дворяне, даже самые богатые, постепенно разоряются, купцы превращаются в хозяев жизни с миллионным состоянием, их дети становятся главной силой общества – образованными буржуа. На фоне этих событий разворачивается трагедия главной

героини пьесы – Ларисы Огудаловой.
В самом начале драмы – во 2-ом явлении I действия – мы слышим разговор Мокия Парменыча Кнурова и Василия Данилыча Вожеватова. Кнуров – “из крупных дельцов последнего времени, пожилой человек, с громадным состоянием”. Вожеватов – “очень молодой человек, один из представителей богатой торговой фирмы, по костюму европеец”. В ходе непринужденной беседы этих “новых” людей мы знакомимся с главными действующими лицами пьесы, узнаем о событиях, происходящих в их жизни.
В самом начале разговора возникает фигура Сергея Сергеевича Паратова, богатого барина,
приезжающего в Бряхимов на своем пароходе. По словам купцов, этот герой живет “с шиком”, “мотоват”, но дела вести не умеет. Можно предположить, что денежные дела его плохи: Паратов дешево продает Вожеватову пароход: “Знать, выгоды не находит”.
Зато ее прекрасно видят и Вожеватов, и Кнуров. Их практический ум прежде всего направлен на извлечение выгоды, на зарабатывание денег. Это герои делают блестяще – оба они богаты и успешны. Кнуров и Вожеватов наслаждаются жизнью: с утра пьют шампанское, собираются ехать на выставку в Париж, мечтают о том, что недурно было бы взять с собой в поездку первую красавицу города Ларису Огудалову.
Так мы знакомимся с главной героиней пьесы. Из разговора Кнурова и Вожеватова мы узнаем о ее судьбе, о ее жизни. Лариса собирается замуж за мелкого чиновника Карандышева. Купцы в недоумении: “Что за вздор! Вот фантазия! Ну, что такое Карандышев! Не пара ведь он ей…” Но Лариса – бесприданница, найти хорошего жениха ей трудно. Поэтому мать девушки – Харита Игнатьевна – до последнего времени собирала у себя в доме “холостых”. Эти вечера были известны всему Бряхимову, “потому что весело очень: барышня хорошенькая, играет на разных инструментах, поет, обращение свободное…”
Благодаря “бойкости, проворности и ловкости” Харита Игнатьевна выдала замуж двух своих старших дочерей. Но судьба их несчастлива: одну якобы зарезал ревнивый муж, а супруг другой и вовсе оказался шулером. Так, уже в начале пьесы появляется мотив несчастливой женской судьбы, разочарования в любви, который разовьется в образе Ларисы.
Здесь же, в разговоре Кнурова с Вожеватовым, появляется ведущий мотив пьесы – мотив купли-продажи. Он распространяется не только на вещи, но и на людей: “Женихи платятся. Как кому понравилась дочка, так и раскошеливайся…” Сам Вожеватов, знающий Ларису с детства, покупает удовольствие бывать у нее в доме: “Что ж делать, за удовольствия платить надо: они даром не достаются; а бывать у них в доме большое удовольствие”. Кнуров, женатый человек, мечтает: “А хорошо бы с такой барышней в Париж прокатиться на выставку”.
Холодные и расчетливые, эти новые хозяева жизни не способны на искренние чувства. Вожеватов делится с Кнуровым: “Нет, как-то я…в себе этого совсем не замечаю…что любовью-то называют”. За что получает одобрение опытного купца: “Похвально, хорошим купцом будете”. Главное для этих людей – расчет, выгода. И Кнуров, и Вожеватов эгоистично пользуются людьми. “Что ж мне об ее нравственности заботиться! Я не опекун…” – утверждает Василий Данилыч, которого Лариса считает своим другом.
Сама же героиня, по словам Вожеватова, “простовата”, “хитрости в ней нет…вдруг, ни с того ни с сего, и…правду”. Девушка искренне выражает свои чувства, не умеет лицемерить: “К кому расположена, нисколько этого не скрывает”. Молодой купец рассказывает, что в прошлом году Лариса была влюблена в Паратова: “…наглядеться на него не могла, а он месяц поездил, …да и след его простыл…” Героиня очень переживала: “чуть не умерла с горя…Бросилась за ним догонять…”
После Паратова к Ларисе сватались какой-то старик и вечно пьяный управляющий, потом появился проворовавшийся кассир, которого арестовали прямо в доме у Огудаловых. Героиня была в отчаянии. Она не могла больше выносить всего этого “сраму” и решила выйти за первого, кто посватается к ней. Этим первым оказался Карандышев.
В доме у Ларисы он был “запасным вариантом”: на него обращали внимание, когда вокруг не было никого поинтереснее. А жалкий Карандышев, видя это, “разные роли разыгрывает, дикие взгляды бросает…”
Вожеватов характеризует Карандышева как “человека самолюбивого, завистливого”. Добившись своего, Юлий Капитоныч стал “сиять, как апельсин”. Карандышев хвастается своей “добычей” – водит Ларису на бульвар, ходит с ней под руку. В его поведении просматривается все тот же мотив купли-продажи: герой гордится Ларисой, как красивой и дорогой вещью, повышающей его престиж в обществе.
В финале разговора герои жалеют Ларису, представляя ее дальнейшую жизнь с Карандышевым: “В нищенской обстановке, да еще за дураком мужем, она или погибнет, или опошлится”.
Таким образом, разговор Кнурова и Вожеватова в начале пьесы дает представление обо всех главных героях драмы, обрисовывает их характеры, описывает судьбу. Кроме того, уже здесь обозначаются ведущие мотивы пьесы: мотив купли-продажи человека как красивой вещи, мотив несчастной женской судьбы, разочарования в любви.



spacer
Разговор Кнурова с Вожеватовым (анализ 2-го явления I действия пьесы А. Н. Островского “Бесприданница”)