Тема революции и гражданской войны надолго стала одной из главных тем русской литературы XX века. Эти события не только круто изменили жизнь России, перекроили всю карту Европы, но и изменили жизнь каждого человека, каждой семьи. Гражданские войны принято называть братоубийственными. Братоубийственна, по своей сути, любая война, но в гражданской эта ее суть выявляется особенно остро. Осознание гражданской войны как национальной трагедии стало определяющим во многих произведениях русских писателей, воспитанных в традициях гуманистических ценностей классической литературы. Это осознание прозвучало, может быть, даже не до конца понятое самим автором, уже в романе А. Фадеева «Разгром». Философски осмыслил суть событий в России начала века многие годы спустя Б. Пастернак в своем романе «Доктор Живаго». Во многом близок к творчеству Пастернака и другой писатель, драматург, для которого опыт гражданской войны стал его личным опытом, — М. Булгаков. Мне хотелось бы подробнее остановиться на его пьесе «Дни Турбиных».
Булгаков узнает о том, что в Киеве умерла его мать. Эта смерть послужила толчком к началу работы над романом «Белая гвардия», а уже потом из романа родилась пьеса. В романе и в пьесе отражены впечатления М. Булгакова от жизни в Киеве, его родном городе, в страшную зиму 1918-19 годов, когда город переходил из рук в руки, звучали выстрелы, судьбу человека решал ход истории. В центре пьесы — дом Турбиных. Его прообразом во многом стал дом Булгаковых на Алексеевском спуске, сохранившийся до наших дней, а прототипами героев — близкие писателю люди. Дом Турбиных — это центр, средоточие духовной жизни, он овеян поэзией, его обитатели дорожат традициями Дома и даже в самое трудное время стараются их сохранить. В пьесе «Дни Турбиных» возникает конфликт между человеческой судьбой и ходом истории. Гражданская война врывается в дом Турбиных, разрушает его привычный уклад. Емким символом в пьесе становятся не раз упоминаемые Лариосиком «кремовые шторы» — именно эта грань отделяет дом от охваченного жестокостью и враждой мира. Композиционно пьеса строится по «кольцевому» принципу: действие начинается и заканчивается в доме Турбиных, а между этими сценами местом действия становятся то рабочий кабинет украинского гетмана, из которого сам гетман бежит, бросая людей на произвол судьбы; то штаб петлюровской дивизии, которая входит в город; то вестибюль Александровской гимназии, где собираются юнкера, чтобы дать отпор Петлюре и защитить город. Именно эти события истории круто изменяют жизнь в доме Турбиных: убит Алексей, искалечен Николка, да и все обитатели дома оказываются перед нелегким выбором.
Горькой иронией звучит последняя сцена пьесы. Елка в доме, крещенский сочельник 19-го года. В город входят красные войска.
В действительности два этих события не совпадали по времени — красные войска вошли в город позже, в феврале, но М. Булгакову необходимо было, чтобы на сцене была елка, самый домашний, самый традиционный семейный праздник, который лишь острее дает почувствовать близкое крушение этого дома и всего прекрасного, создававшегося веками и обреченного мира. Горькой иронией звучит и реплика Мышлаевского: после того как Лариосик произносит слова из чеховской пьесы «Дядя Ваня»: «Мы отдохнем, мы отдохнем…» — слышатся далекие пушечные удары, в ответ на них следует сказанное Мышлаевским ироническое: «Так! Отдохнули!..» В этой сцене с особой наглядностью видно, как история врывается в жизнь людей, как XIX век с его традициями, укладом жизни сменяет век XX, наполненный событиями бурными и трагическими. За их громовой поступью не слышен голос отдельного человека, его жизнь обесценена. Так через судьбу Турбиных и людей их круга М. Булгаков раскрывает драматизм эпохи революции и гражданской войны.
Особо следует остановиться на проблеме нравственного выбора в пьесе, перед которым оказался главный герой произведения — полковник Алексей Турбин. Он погибает в конце третьего акта. Все действия последнего — четвертого — акта происходят после его гибели. Но Алексей Турбин всюду незримо присутствует, он, как и при жизни, выступает главным нравственным ориентиром, олицетворением понятия о чести. Выбор, перед которым оказался Алексей Турбин в момент, когда подчиненные ему юнкера готовы сражаться, жесток — либо сохранить верность присяге и офицерскую честь, либо сберечь жизнь людей. И полковник Турбин отдает приказ: «Срывайте погоны, бросайте винтовки и немедленно по домам». Выбор, сделанный им, дается ему, кадровому офицеру, бесконечно трудно. Он произносит слова, которые звучат как приговор ему самому и людям его круга: «Народ не с нами. Он против нас». Признать это тяжело, отступиться от воинской присяги и предать честь офицера еще тяжелее, но булгаковский герой решается на это во имя спасения человеческих жизней. Именно эта ценность оказывается высшей в сознании Алексея Турбина и самого автора пьесы.
Пьеса М. Булгакова стала одним из наиболее глубоких художественных постижений трагической сущности человека в эпоху революции и гражданской войны.