Тема поэта и поэзии во вступлении к поэме В. Маяковского «Во весь голос»

«Во весь голос» — поэма, которой не дано было увидеть свет. Незадолго до смерти Маяковский успел написать только вступление к будущей поэме о первой советской пятилетке. Созданное в декабре 1929 — январе 1930 года, оно было приурочено к выставке произведений Маяковского, посвященной двадцатилетию его творческого пути. На этой выставке поэт сказал, что вступление к поэме «целиком отражает то, что я делаю и для чего работаю». Таким образом, оно является отчетом о творческом пути поэта.
Во вступлении поэт противостоит «отъявленному

и давнему» врагу — «чистому», «аполитичному» искусству. Таким образом, нам становится более ясна позиция автора по отношению к творчеству в целом и его отдельным представителям.
С первых строк становится ясно, что стихотворение написано для будущего поколения. Маяковский пытается оценить себя, взглянув на настоящее из будущего. Сразу же бросается в глаза «самоописание» поэта:
Я, ассенизатор
и водовоз,
революцией
мобилизованный и призванный.
Здесь же возникает образ «чистого искусства», поэзии без цели и смысла. Саркастично и остро Маяковский высмеивает «поэзию —
бабу капризную»:
Засадила садик мило,
дочка,
дачка,
водь
и гладь —
сама садик я садила,
сама буду поливать.
Поэт бросает камень и в огород конкретных «творцов», пытавшихся писать в стиле «чистого» искусства.
Стих Маяковского — не просто строчка на бумаге, это серьезное средство борьбы за «коммунистическое далеко». Поэт ничего не боится: ни правительств, ни «хребтов веков», ни «лирических томиков». Лирический герой — «горлан-главарь», «агитатор», ведущий за собой армию с грозным оружием. Это оружие не ранит, из ран не течет кровь, и тело не умирает. Оружие поэта ранит в душу и сердце:
Стихи стоят
свинцово-тяжело,
готовые и к смерти
и к бессмертной славе.
Поэзия здесь — не для удовольствия и удовлетворения эстетических потребностей. Она вдохновляет, она строит, она борется с пустотой и бессмысленностью. Поэзия движется вперед и двигает за собой других, ее призвание — делать реальностью мечты и замыслы, широкими шагами идти в светлое будущее.
Война есть война, она несет с собой смерть и страдания. «Умри, мой стих, умри, как рядовой», — призывает Маяковский. Для общественного благополучия поэт должен быть готов трудиться в поте лица, принося в жертву свое творчество, забывая о себе, не думая о вознаграждении. Лирический герой в этом стихотворении и не думает о почестях, славе и материальном богатстве:
И кроме
свежевымытой сорочки,
скажу по совести,
мне ничего не надо.
Поэт и общество неразделимы, неразделима и награда за страдания:
Пускай нам
общим памятником будет
построенный
в боях
социализм.
«Здоровые и ловкие» потомки должны помнить, какими усилиями «поэт вылизывал чахоткины плевки», каким трудом все было оплачено. Удивительно, что Маяковский изображает будущие события в прошедшем времени. Он говорит о наступлении «коммунистического далека» так, как будто это уже произошло. Самое главное — поэт готов бороться, вкладывать максимум усилий, инвестируя сегодняшний день в будущее. Его гражданский долг практически выполнен: «С хвостом годов я становлюсь подобием чудовищ испопаемых-хвостатых». Исступленное желание построить нормальную будущую жизнь обессилила душу поэта. И, кроме памяти потомков, ему ничего больше не надо.
Во вступлении к поэме «Во весь голос» Маяковский буквально кричит, призывает и вдохновляет читателей к строительству светлого будущего. Мы, те самые товарищи потомки, не дожили до «построенного в боях социализма». Но мы помним Ваш отчаянный труд, Ваша душа и сила живет в каждой строчке, которая прошла почти сквозь столетие. Вы искренне верили в коммунизм. Я, как потомок, даже не знаю, во что сейчас мне хотелось бы верить с такой же искренностью, и найдется ли во мне столько силы, сколько было тогда в Вас…
Стихи Маяковского заставляют над многим задуматься, побуждают к действию. Это и есть, по замыслу автора, истинный смысл поэзии.



spacer
Тема поэта и поэзии во вступлении к поэме В. Маяковского «Во весь голос»