Тема поэта и поэзии во вступлении к поэме В. Маяковского “Во весь голос”

“Во весь голос” – поэма, которой не дано было увидеть свет. Незадолго до смерти Маяковский успел написать только вступление к будущей поэме о первой советской пятилетке. Созданное в декабре 1929 – январе 1930 года, оно было приурочено к выставке произведений Маяковского, посвященной двадцатилетию его творческого пути. На этой выставке поэт сказал, что вступление к поэме “целиком отражает то, что я делаю и для чего работаю”. Таким образом, оно является отчетом о творческом пути поэта.
Во вступлении поэт противостоит “отъявленному

и давнему” врагу – “чистому”, “аполитичному” искусству. Таким образом, нам становится более ясна позиция автора по отношению к творчеству в целом и его отдельным представителям.
С первых строк становится ясно, что стихотворение написано для будущего поколения. Маяковский пытается оценить себя, взглянув на настоящее из будущего. Сразу же бросается в глаза “самоописание” поэта:
Я, ассенизатор
и водовоз,
революцией
мобилизованный и призванный.
Здесь же возникает образ “чистого искусства”, поэзии без цели и смысла. Саркастично и остро Маяковский высмеивает “поэзию
– бабу капризную”:
Засадила садик мило,
дочка,
дачка,
водь
и гладь –
сама садик я садила,
сама буду поливать.
Поэт бросает камень и в огород конкретных “творцов”, пытавшихся писать в стиле “чистого” искусства.
Стих Маяковского – не просто строчка на бумаге, это серьезное средство борьбы за “коммунистическое далеко”. Поэт ничего не боится: ни правительств, ни “хребтов веков”, ни “лирических томиков”. Лирический герой – “горлан-главарь”, “агитатор”, ведущий за собой армию с грозным оружием. Это оружие не ранит, из ран не течет кровь, и тело не умирает. Оружие поэта ранит в душу и сердце:
Стихи стоят
свинцово-тяжело,
готовые и к смерти
и к бессмертной славе.
Поэзия здесь – не для удовольствия и удовлетворения эстетических потребностей. Она вдохновляет, она строит, она борется с пустотой и бессмысленностью. Поэзия движется вперед и двигает за собой других, ее призвание – делать реальностью мечты и замыслы, широкими шагами идти в светлое будущее.
Война есть война, она несет с собой смерть и страдания. “Умри, мой стих, умри, как рядовой”, – призывает Маяковский. Для общественного благополучия поэт должен быть готов трудиться в поте лица, принося в жертву свое творчество, забывая о себе, не думая о вознаграждении. Лирический герой в этом стихотворении и не думает о почестях, славе и материальном богатстве:
И кроме
свежевымытой сорочки,
скажу по совести,
мне ничего не надо.
Поэт и общество неразделимы, неразделима и награда за страдания:
Пускай нам
общим памятником будет
построенный
в боях
социализм.
“Здоровые и ловкие” потомки должны помнить, какими усилиями “поэт вылизывал чахоткины плевки”, каким трудом все было оплачено. Удивительно, что Маяковский изображает будущие события в прошедшем времени. Он говорит о наступлении “коммунистического далека” так, как будто это уже произошло. Самое главное – поэт готов бороться, вкладывать максимум усилий, инвестируя сегодняшний день в будущее. Его гражданский долг практически выполнен: “С хвостом годов я становлюсь подобием чудовищ испопаемых-хвостатых”. Исступленное желание построить нормальную будущую жизнь обессилила душу поэта. И, кроме памяти потомков, ему ничего больше не надо.
Во вступлении к поэме “Во весь голос” Маяковский буквально кричит, призывает и вдохновляет читателей к строительству светлого будущего. Мы, те самые товарищи потомки, не дожили до “построенного в боях социализма”. Но мы помним Ваш отчаянный труд, Ваша душа и сила живет в каждой строчке, которая прошла почти сквозь столетие. Вы искренне верили в коммунизм. Я, как потомок, даже не знаю, во что сейчас мне хотелось бы верить с такой же искренностью, и найдется ли во мне столько силы, сколько было тогда в Вас…
Стихи Маяковского заставляют над многим задуматься, побуждают к действию. Это и есть, по замыслу автора, истинный смысл поэзии.



spacer
Тема поэта и поэзии во вступлении к поэме В. Маяковского “Во весь голос”