Тема предназначения поэта и поэзии является традиционной для русской литературы. Она прослеживается в творчестве Державина, Рылеева, Пушкина, Лермонтова. Так и поэты второй половины 19 века не являются исключением. У Кюхельбеккера и Пушкина поэт — «пророк» находится над толпой в борьбе за идеалы свободы, добра и справедливости, он идет к людям «глаголом жечь сердца». У Некрасова — это пророк, которого к людям «послал бог гнева и печали». Его путь тернист, потому что Поэт проходил этот путь с карающей лирой в руках. Некрасов-поэт понимает, что снискать всеобщую любовь таким образом невозможно:
Со всех сторон его клянут,
И, только труп его увидя,
Как много сделал он, поймут,
И как любил он — ненавидя!
Но его позиция — это позиция поэта-гражданина, сына своей родины:
Не может сын смотреть спокойно
На горе матери родной.
Поэтическим манифестом поэта стало стихотворение «Поэт и гражданин». Оно написано в форме диалога поэта с читателем-гражданином, демократом по своим убеждениям, предъявляющим поэту требования от имени лучших людей страны. Эти требования отвечают духу времени, духу самой жизни:
Не время в шахматы играть,
Не время песни распевать!
……
Будь гражданин! Служи искусству,
Для блага ближнего живи.
Перед нами не поединок двух противников, а взаимный поиск истинного ответа на вопрос о роли поэта и назначении поэзии в общественной жизни. Гражданин убеждает поэта в том, что его роль в жизни общества значительна и требует от него не только художественного таланта, но и гражданских убеждений:
Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан.
А что такое гражданин?
Отечества достойный сын.
Муза Некрасова — «печальная спутница печальных бедняков», «плачущая, скорбящая», «униженно просящая» за судьбу народа, прошла вместе с поэтом через всю его жизнь:
Чрез бездны темные Насилия и Зла,
Труда и Голода она меня вела —
Почувствовать свои страданья научила
И свету возвестить о них благословила…
В конце жизни поэт, обращаясь к своей музе, говорит:
О Муза! Наша песня спета.
Приди, закрой глаза поэта
На вечный сон небытия,
Сестра народа — и моя!
Поэт уверен, что его Муза не даст «порваться долго» «живому, кровному союзу» между ним и честными сердцами, даже после его смерти.
Муза Афанасия Фета, в отличие он некрасовской, — «на облаке, незримая земле, в венце из звезд, нетленная богиня». И звуки его поэзии сносят на землю «не бурю страстную, не вызовы к борьбе, а исцеление от муки». Лейтмотивом поэзии Фета является тема полета, мечты в его стихах «уносят в небо». А свою поэзию Фет называет ласточкой с «молниевидным крылом».
Поэт для Фета — не просто человек, способный рифмовать слова и сладко петь о красоте мира. Поэт, как орел, возносится к облакам и обозревает оттуда землю. Только поднявшись к небу, считает Фет, можно ощутить истинную свободу.
Фет видит свою роль в том, чтобы запечатлеть и передать читателям различные оттенки настроения, внутреннего состояния природы. Он видит ее внутренним взором, чувствует ее запахи и звуки:
Как первый золотистый луч
Меж белых гор и сизых туч
Скользит уступами вершин
На темя башен и руин.
Воспевая красоту, Фет стремится «усилить бой бестрепетных сердец». В стихотворении «Одним толчком согнать ладью живую…» поэт говорит о призвании «избранника»:
Дать жизни вздох, дать сладость тайны мукам,
…..
Шепнуть о том, пред чем язык немеет,
Усилить бой бестрепетных сердец —
Вот чем певец лишь избранный владеет,
Вот в чем его и признак и венец!
Близок Фету в решении темы поэта и поэзии такой талантливый поэт второй половины 19 века, как Федор Тютчев. Он тоже видит свое назначение в том, чтобы передать внутреннее состояние мира природы. В стихах Тютчева много шорохов, теней, приближающих нас к реальному миру, в котором жил и творил Тютчев. Поэт утверждал в своих лирических произведениях, что должен успокаивать, а не «тревожить сердца»:
Певец! Под царскою парчою
Своей волшебною струной
Смягчай, а не тревожь сердца!
Поэт, по Тютчеву, несомненно должен быть патриотом, любить свою родину. Но, в то же время, он не кричит ни «вперед», ни «за мной», не призывает быть гражданином, а спокойно говорит:
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать —
В Россию можно только верить.
Таким образом, мы видим, что писателей всех времен и эпох волновал и волнует вопрос о роли и назначении поэзии, но у каждого поэта есть своя точка зрения на этот вопрос.