Один из самых ярких и самобытных художников в русской литературе, Н. В. Гоголь в то же время является продолжателем классических литературных традиций. Его произведения вобрали в себя все самое лучшее из многовекового опыта мировой литературы. Недаром Гоголя называют наследником Данте и Свифта.
В русской же литературе творчество Гоголя сближается с произведениями А. С. Пушкина. Известно, что Гоголь был довольно дружен с великим русским поэтом. Последний не раз подсказывал Гоголю сюжеты для произведений, подталкивал его на большие работы.
Этих двух русских писателей объединяют многие общие темы, самой значимой из которых явилась тема «маленького» человека. Начатая А. С. Пушкиным в его знаменитом «Станционном смотрителе», эта тема была достойно продолжена Н. В. Гоголем. На мой взгляд, тему «маленького» человека можно назвать одной из ведущих тем творчества писателя. Недаром она разрабатывается во многих творениях Гоголя.
Данная тема начинает звучать уже в сборнике «Миргород» (1835 год). Три из четырех повестей цикла («Вий», «Старосветские помещики», «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем») показывают пошлость обыденной жизни героев, мелочность их мыслей и интересов. В «Миргороде» на первый план выходит тема личной ответственности человека за измельчание его души. Философ Хома Брут, герой повести «Вий», не смог одолеть свой страх, не нашел в себе достаточного мужества и поэтому пал жертвой ведьмы. Афанасий Иванович и Пульхерия Ивановна Товстогубы погрязли в теплой, но застоявшейся атмосфере их дома и друг друга, не допускающей ни малейшего движения извне. Любовь этих героев давно превратилась в привычку, устраивающую их обоих. Ничто не тревожит души Товстогубов, погрязших в уютном обывательском болоте.
Герои «Повести о том, как поссорились…» от скуки завели между собой тягостную судебную тяжбу. Ссора из-за ружья превратила закадычных друзей в заклятых врагов. Иван Иванович и Иван Никифорович — обыватели, позабывшие о своей душе, о ее интересах. Им скучно жить на свете, и они развлекаются, как могут.
С большей отчетливостью тема «маленького» человека прозвучала в комедии «Ревизор» (1835 год). Здесь же начинает формироваться и другая значимая тема в творчестве Гоголя — тема Петербурга. Петербург для Гоголя — это особое историко-культурное пространство, особый мир, воплощение государства и власти, прогресса и культуры. С другой стороны, гоголевский Петербург — это страшный фантасмагорический город, воплощающий в себе силы зла и выражающий трагические противоречия российской действительности. Все в нем иллюзорно и лживо. Этот город сводит с ума, в нем нет житья «маленькому» человеку.
В «Ревизоре» блистательная столица представлена Хлестаковым. В мире петербургских департаментов этот вчерашний провинциал никому не интересен и не нужен. Он всего лишь коллежский регистратор, простой переписчик бумаг. Карьера его не удалась, приобщение к блеску и комфорту столицы не состоялось. Неудачник Хлестаков едет обратно в свой «медвежий угол». Но в его душе живут мечты и страсти, порожденные карьерными амбициями, живут поразившие его воображение детали недоступного ему образа жизни блестящих чиновников. И вот, оказавшись в роли ревизора, окруженного любовью и угождением, знаками почтения и преданности, освобожденный от приниженности и страха, он берет реванш за то, что не состоялось в его жизни. Формой компенсации становится безудержный полет фантазии, включающий Хлестакова в мир генералов и министров, а в апогее едва ли не уравнивающий его с самим государем.
Наиболее полно тема «маленького» человека раскрывается в петербургских повестях Гоголя (1835 — 1842). В него вошли такие произведения, как «Невский проспект», «Нос», «Портрет», «Шинель», «Записки сумасшедшего», «Рим».
Герой «Невского проспекта» художник Пискарев становится жертвой прозаической и циничной действительности. Но в то же время он погибает от собственных романтических иллюзий (принимает продажную женщину за прекрасную даму и влюбляется в нее). Майор Ковалев из повести «Нос» — жертва собственных амбиций. Под их влиянием личность майора раздвоилась на Нос, обличенный властью и чином, и Не-Нос, страстно мечтающий всем этим богатством обладать.
Наиболее трагичным из всех персонажей является Поприщин из «Записок сумасшедшего». Он тоже жертва и общественных отношений, и внутренних противоречий. Герой стоит на самой низкой ступеньке социальной лестницы, его унижают и обижают власть имущие. В жизни героя поддерживает лишь одна идея: он страстно желает сравняться со значительными лицами Петербурга (жениться на дочке начальника департамента, завести себе «репутацию» «получше» своего начальника отделения, сделаться полковником, а может быть, «если бог даст, то чем-нибудь и побольше»). Поприщин мечтает так же, как и богатые чиновники, пользоваться незаслуженными привилегиями. Мучительные вопросы, на которых нет ответа, доводят героя до душевной болезни и сумасшедшего дома.
Героя повести «Портрет» художника Чарткова погубила страсть к наживе, легкой и красивой жизни. Имея большой талант и любовь к искусству, герой потерял все это, променяв на жизнь модного светского живописца. Как-то раз в газете появилась рекламная статья, оповещающая Петербург о появлении нового талантливого художника Андрея Петровича Чарткова. За деньги этот блистательный мастер готов был написать любой портрет. Вскоре у Чарткова не было отбоя от клиентов. В погоне за деньгами герой незаметно растрачивал свой талант, поступался своими принципами в искусстве. Из художника, подающего большие надежды, он превратился в талантливого ремесленника. Приукрашивая своих клиентов, Чартков нажил много денег и «сделался модным живописцем во всех отношениях». Он стал вести сугубо светский образ жизни, в котором нет места настоящему творчеству.
Таким образом, Чарткова погубили не только внешние обстоятельства, среда, но и отсутствие внутреннего сопротивления у героя. Он сам уничтожил в себе дар божий, поддался соблазнам страшного города.
Особое место в петербургских повестях занимает «Шинель». Главная тема этого произведения — тема душевного страдания «маленького» человека. Это страдание предопределено всем существующим укладом жизни.
Акакий Акакиевич Башмачкин — «вечный титулярный советник», каких много в каждом департаменте. Недаром Гоголь пишет, что герой служит «в одном департаменте», он «несколько рябоват», «несколько рыжеват», изъясняется он «такими частицами, которые не имеют никакого значения». Таким образом, Башмачкин — «один чиновник», «существо никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не интересное». У Акакия Акакиевича в жизни нет никаких перспектив, его никогда не повысят по службе. Сам он об этом прекрасно знает и давно с этим смирился. Башмачкин живет в атмосфере отчаянной борьбы за существование, безропотно встречает насмешки и издевательства сослуживцев, которые не видят в нем человека. Сам Башмачкин тоже не ощущает себя личностью. Смысл жизни заключается для него в переписывании служебных бумаг, кроме этого для героя в жизни «ничего не существовало».
Одна любовь и одна страсть владела душой героя — будущая новая шинель. Мысль о приобретении шинели расцвечивает жизнь несчастного Башмачкина в яркие тона, делает его увереннее и счастливее.
Сшитая в результате титанических усилий шинель была украдена. «Самый торжественнейший день» в жизни Акакия Акакиевича становится днем величайшей трагедии. Эта трагедия заключается даже не в том, что Башмачкину вновь придется мерзнуть и голодать, а в том, что никто в этом мире не захотел помочь ему в беде, никто не заступился за него, не поддержал протест героя против несправедливости. Не в силах осмыслить происходящего и перенести потери, Башмачкин умирает. Автор стремится вызвать у читателя чувство боли за унижение человеческого достоинства и чувство протеста против условий жизни, допускающих такое унижение. С этой целью в повесть вводится фантастический финал, в нем выражен тот протест, которого нет у самого Акакия Акакиевича.
Сочувствие Гоголя к «маленькому» человеку не исключает его объективного взгляда на героя: Башмачкин — жертва, которая не осознает всего трагизма своего положения. Духовная «стертость» личности во многом определяет судьбу героя.
Можно сказать, что тема «маленького» человека является одной из главных в творчестве Н. В. Гоголя. Она рассматривается писателем в двух планах. Гоголь показывает, как среда измельчает и уничтожает человека в независимости от того, где он живет — в провинции или в столице. Но Петербург писатель считает наиболее страшным городом России. Он видит в нем создание дьявола, соблазняющее и разрушающее «маленьких» людей, населяющих столицу.
Но не только среда виновата в том, что герои превращаются в пустое место, в пыль на улицах Петербурга. В своем обезличивании и разрушении герои во многом виноваты сами. В погоне за внешними радостями они забывают о самом главном — о своем внутреннем мире. Поэтому-то часто «маленькие» люди становятся жертвами блистательного и страшного Города.