Тема человека и судьбы в творчестве Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского

Ф. М. Достоевский и Л. Н. Толстой оказали огромное воздействие на развитие русской и всемирной литературы. Это не только талантливейшие художники, но и гениальные мыслители. Каждый из них в научных трактатах и художественных произведениях размышлял над различными вопросами: вера в Бога, роль человека в Мироздании, человек и история, человек и судьба, человек и общество, добро и зло.
Эти и другие философские темы в большей или меньшей степени, под разным углом зрения рассматриваются в романах Достоевского «Преступление и наказание» и Толстого «Война и мир». Обратившись к эпилогу каждого из произведений, попытаемся определить основные особенности взглядов писателей на мироустройство.
Толстой доказывает нам, что люди все время меняются, ищут что-то, к чему-то стремятся, и это стремление к гармонии, к истине делает их лучше. Идея движения лежит в основе видения и понимания Толстым сущности жизни. Если есть движение, то человек уже никогда не превратится в умирающую личность. Например, Пьер Безухов в эпилоге предстает перед нами опытным семьянином, счастливым отцом. В прошлом остались разгульные кутежи, собрания масонов и фантазии насчет своего высокого и таинственного предназначения. Толстой намечает новый круг исканий героя, связанный с обращением к общественным проблемам. Вернувшись из Петербурга зимой 1820 г., Пьер рассказывает о петербургских нравах, о гибельности избранного Россией после войны пути, противостоять которому может лишь тайное общество. Автор намекает на то, что Пьер может стать декабристом. Это новый виток в развитии личности героя, путь дальнейшему преображению.
Через всю свою жизнь Толстой пронесет сознание того, что человек только тогда становится человеком, когда воспринимает себя в бесконечной цепи жизни. «Каждая личность носит в самой себе свои цели и между тем носит их для того, чтобы служить недоступным человеку целям общим». Человек — лишь частица мира. Личность не может направлять ход истории. Таким считал себя Наполеон и поэтому потерпел поражение. Кутузов же оказался мудрее, пассивно следуя закону необходимости. Толстой предстает перед нами как фаталист. Но фатализм для него — это не слепая вера в рок, судьбу, а убеждение, что все осуществляется по законам необходимости, независимо от воли человека (так своеобразно у Толстого проявляется вера в Бога при внешнем его отрицании). Поэтому человек, по мысли писателя, не может быть полностью свободен.
Иначе дается тема человека и судьбы у Достоевского. Человек — центр бытия, солнце, вокруг которого все вращается. Мыслитель Достоевский отводит человеку ключевую роль в мироздании. Вопрос Раскольникова, — это вопрос судьбы: принять судьбу такой, какой она ему видится, принести себя в жертву, слепо подчиниться мировой необходимости, отказаться от свободы или восстать против своей судьбы, против всего мира, «разрешить все одним разом». Бунт против необходимости, против судьбы — одна из истинных причин преступления Раскольникова, вот точный ответ на вопрос «почему Раскольников убил старушку». Раскольникову кажется, что убийством он перевернет мир, а на деле переворачивает себя. Раскольников скорее «спас» старуху, а наказал самого себя. («Я себя убил, а не старушонку»).
В противовес Раскольникову Сонечка — столп, оплот мира, такими, как она, «держится мир». Мир держится жертвой. И Соня жертвует собой.
Раскаяния в душе Раскольникова не было еще долгое время после вынесения приговора. Сон о трихинах (страшных вирусах гордыни и честолюбия), погубивших все человечество, произвел решающий перелом в его душе. Его идея в подсознании оформилась до конца — отрицание заповедей человеколюбия, морали ведет за собой всеобщее разрушение.
Раскольников ощущает свое обновление, он поворачивается к людям. Без веры в Бога — единого морального идеала — для Достоевского невозможны ни настоящая нравственность, ни подлинная любовь к людям. Отклонение от Бога ведет к болезни и гибели личности, что и происходило с Раскольниковым. Очень важно меньше осуждать окружающих и больше оценивать свои поступки. Достоевский считает, что судить людей — дело не наше, а Божие.
Достоевскому и Толстому удалось раскрыть себя в творчестве не только как великолепным мастерам слова, но как глубоким философам. В художественном мире их произведений воплощены разные модели миропорядка.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

spacer
Тема человека и судьбы в творчестве Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского