Образ маленького человека в произведении Н. В. Гоголя «Шинель»

Н. В. Гоголь написал произведение «Шинель» после переезда в Санкт-Петербург. Город произвел на него огромное впечатление и показался ему холодным и страшным; он как бы противопоставляется образу «маленького человека».
В повести рассказывается о печальной жизни титулярного советника Акакия Акакиевича Башмачкина. Он живет в столице Российской Империи — большом и величественном Санкт-Петербурге. Главный герой родился в семье такого же мелкого чиновника, как и он сам, не получил достойного образования. «Когда и в какое время

он поступил в департамент и кто определил его, этого никто не мог припомнить», — пишет Н. В. Гоголь. Работает Башмачкин «чиновником для письма» в должности титулярного советника и получает жалкие четыреста рублей в год. Акакия Акакиевича унижают коллеги: они кидаются в него бумагами и смеются. Но Башмачкин не обижается, только иногда «если уж слишком была невыносима шутка, когда толкали его под руку, мешая заниматься своим делом, он произносил: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» Даже само имя Акакий в переводе с греческого означает «беззлобный, хороший». У главного героя нет амбиций: ему предлагали
более сложную работу: «переменить заглавный титул да переменить кое-где глаголы из первого лица в третье». Башмачкину «это задало…такую работу, что он вспотел совершенно, тер лоб и наконец сказал: «Нет, лучше дайте я перепишу что-нибудь». Это не значит, что Акакий Акакиевич был бездарен. Напротив, у него был своего рода талант к переписыванию: «некоторые буквы у него были фавориты, до которых если он добирался, то был сам не свой…» Титулярный советник робок, жалок, неприметен и забит.
«Есть в Петербурге сильный враг всех, получающих четыреста рублей в год жалованья или около того. Враг этот не кто другой, как наш северный мороз…», — пишет Н. В. Гоголь. Наступает момент, когда старая шинель Башмачкина уже никуда не годится и починить ее нельзя. Главный герой отправляется к портному Петровичу, и узнает, что сшить новую шинель стоит очень дорого. Акакий Акакиевич обретает хоть и мизерную, но цель в жизни: он начинает экономить, думает только об этом. Спустя полгода шинель наконец готова. С ее появлением меняется жизнь Башмачкина: его приглашают на вечер, все замечают и хвалят новое приобретение. Но счастье длится недолго. Вскоре, когда он возвращается поздно ночью домой, он вдруг видит, что «перед ним стоят почти перед носом какие-то люди с усами, какие именно, уж этого он не мог даже различить». Эти люди снимают с него шинель, и уходят. Главный герой пытается восстановить справедливость, но все его попытки тщетны: даже «значительное лицо», будучи упоено своим чином, не снисходит до помощи мелкому чиновнику. Таким образом, Николай Васильевич доказывает нам, что бюрократическая машина уничтожает в человеке человека. С горя Башмачкин умирает. Н. В. Гоголь представляет новую шинель как новую жизнь для Акакия Акакиевича.
«Шинель» воспринималась бы совсем другой повестью, если бы не ее мистический конец. Гоголь дает «маленькому человеку» право на «бунт», но так как он не возможен в реальной жизни, действия происходят, когда Башмачкин умирает. После смерти чиновника, в городе появляется призрак, который снимает со всех шинели. Привидение не останавливается, пока не обкрадывает «значительное лицо». Так, в этом произведении затронута еще одна важная тема — тема возмездия. Башмачкин мстит за свою несчастную жизнь и за все несправедливости, которые с ним случались.
Тему «маленького человека» можно назвать одной из ключевых в творчестве Н. В. Гоголя. Она затронута не только в этом произведении, где показано противостояние этого литературного типа и машины государства, но и в других его произведениях, например в комедии «Ревизор» или поэме «Мертвые души». Этот литературный тип встречается в жизни и по сей день.



spacer
Образ маленького человека в произведении Н. В. Гоголя «Шинель»