Тема «маленького человека» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Мимо меня по улице шел «маленький» человек. Не маленький ростом, а человек забитый, тихий, бедно одетый. Обращу ли я на него внимание? Вряд ли. «Что в нем интересного?» — подумаю я, и так подумает, возможно, каждый из нас.
А что же интересного нашел в «маленьком» человеке Достоевский? А до него — Пушкин («Станционный смотритель»), Гоголь («Шинель»). Ответить на этот вопрос легко, если прочитать роман «Преступление и наказание», помогающий с пониманием и стремлением разобраться в этой проблеме.
Я открываю роман на первой странице: первая часть, первая глава, и с первых же строк знакомлюсь с главным героем Родионом Раскольниковым, бедным студентом, бросившим университет, живущим в жалкой и тесной каморке: «Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем в таких лохмотьях выходить на улицу». Но у нашего героя не было выбора. Он заложил почти все вещи, которые можно было заложить, денег совсем не осталось, да и мать давно не присылала, ведь и ей было не на что жить, бедность, убожество, нищета окружают Родиона. Казалось бы, такая жизнь должна была сломить его, сделать таким же тихим и забитым, каким был пушкинский Вырин и гоголевский Башмачкин.
Но Родион Раскольников не такой. Он силен духом. Он не несчастное униженное и оскорбленное судьбой существо. Он «необыкновенный» человек. И пусть судьба бросает его в пучину нищеты, из которой он вряд ли выберется, Родион не намерен сидеть сложа руки. Он идет на преступление, которое по его теории оправдано. Он убил, убил беззащитную старуху-процентщицу и ни в чем неповинную ее сестру Лизавету. Он сделал для людей одолжение, избавил от воши, пьющей их кровь. Не так ли думает наш маленький Наполеон?
Но почему он пошел на это? Ведь какие мучения и страдания ждали его впереди?! Да, именно мучения и страдания, но не угрызения совести. Уверенность в своей правоте никогда не покидала Родиона, даже на каторге, куда он отправился после своего признания. Он оставался сильным, сильным духом, но не разумом. Ибо, уверяя себя в своей правоте, тем не менее был словно сумасшедший, жил словно в бреду, отказывался от помощи, но все-таки стремился доказать правомерность своей теории: о существовании людей обыкновенных и необыкновенных, о праве последних на убийство (не относил ли и себя Раскольников к людям необыкновенным?)
«Раскольников не «маленький» человек! — воскликните вы. — Он сильный, смелый, целеустремленный, решительный. Он никогда не покорится судьбе. Скорее, Мармеладов — «маленький» человек».
Да, действительно, Мармеладов — «маленький» человек. Я соглашусь с вами. Сколько счастье играло с ним в прятки?! И ведь так и не нашел Мармеладов своего счастья. Женившись на вдове офицера Катерине Ивановне, взяв под опеку ее троих детей, да продолжая заботиться о Соне, дочери от первого брака, Мармеладов не смог подарить им счастливую жизнь. В какой-то мере, он сделал их жизнь тяжелее, несчастнее: пьянки, отлучки из дома, возвращение на службу и очередной загул, голодание детей, Сонино решение выйти на панель (к чему ее подтолкнула мачеха) — и, тем не менее, Мармеладов не ропщет. Он принимает это все как должное. И даже когда Катерина Ивановна его бьет, он приговаривает: «И это все мне в наслаждение! И это мне не в боль, а в наслаждение…»
Честный, забитый, тихий человек — Мармеладов — не смог вынести все тяготы такой жизни, и ушел в тот мир, где можно все забыть. «Маленький» человек оказался слабее этого жестокого общества. Слабее оказалась и Катерина Ивановна, которая несла на своих плечах все тяготы и заботы семьи. Сильная русская женщина не смогла жить даже ради детей. Она кончает жизнь самоубийством. А ведь остались дочери и сын, да Соня, которая и была единственной надеждой и лучиком света.
Как убога и печальна судьба этих «маленьких» людей, обыкновенных, низших, по теории Раскольникова. Они жили настоящим и умерли, так и не узнав, что ждет их в будущем. Бедные, заброшенные, никому не нужные «твари Божии».
Такая ли жизнь и смерть ждет Родиона? Нет! Пусть многие со мной не согласятся, приведут массу причин для опровержения моих слов и будут правы. Но я вижу Родиона Раскольникова по-другому: не только решительным, целеустремленным, но и несчастным, забытым и забитым современным ему обществом «маленьким» человеком.
Да, он совершил преступление. Потом нашел в себе смелость сознаться. Но сколько мучения принесли ему эти преступление и признание, сколько боли и унижения, злобы и страха вызвал в нем его поступок! Он сделал одолжение этому обществу. Но счастлив ли он? Нет. Принят ли он этим обществом? Нет! Вспомните хотя бы Лужина, Свидригайлова, их отношение к Раскольникову. Он такой же «маленький» человек, просто Родион пошел против законов этого общества, захотел вырваться из бедности. Он боролся, когда Мармеладовы покорились, он боролся и упорствовал, противостоял и победил!
Победил вместе с Сонечкой, которую я тоже с полным правом могу назвать «маленьким» человеком. Тихое, нежное создание, также покорившееся обстоятельствам и обществу. Она оказалась на панели, дабы заработать деньги на еду, хоть как-то выжить в этом мире.
«Маленький» человек Соня покорилась, но не смирилась — она ищет спасения. Как? Где? В служении Богу! Это ее тихая гавань, это ее маленький мирок, который помогает ей не сломаться, как это сделали Мармеладовы. В отличие от отца и мачехи, Соня и Родион — эти большие «маленькие» люди — не обречены автором на гибель и прозябание в этом обществе. Родившись «маленькими» людьми, пройдя путь «маленького» человека, покорившись ему, они смогли подняться над всей окружающей их действительностью. И смогли подняться благодаря, прежде всего, Соне, ее вере в Бога и в Родиона. Именно благодаря ей Раскольников наконец-то смог поверить в новую жизнь, именно с ее помощью понял, что есть не только настоящее, но и будущее: «Разве могут ее убеждения не быть теперь и моими убеждениями? Ее чувства, ее стремления по крайней мере…»
Сам Достоевский указывает на возвышение наших «маленьких» людей над этим миром: «Но тут уж начинается новая история, история постепенного обновления человека, история постепенного перерождения его…»
Если Гоголь писал о сословном бесправии «маленького» человека А. А. Башмачкина, Пушкин писал о несчастливой личной судьбе героя — Самсона Вырина, то, кажется, Ф. М. Достоевский писал о нравственном перерождении «маленького» человека, о том, что возможно его возвышение над этим миром, противостояние ему и надежда на победу. Это спасение «маленького» человека Достоевский видел в вере, вере в Бога, его справедливый суд и в надежде на будущее.
Не должны ли и мы последовать примеру героев Достоевского: поверить в свою силу, научиться надеяться на будущее, а проходя мимо «маленького» человека, прошептать: «Боже, спаси и сохрани его»



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

spacer
Тема «маленького человека» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»