Тема “маленького человека в рассказе М. Зощенко “Монтер”

В рассказе М. Зощенко “Монтер” поднимается важная проблема несправедливого социального неравенства людей.
Главный герой рассказа – монтер, работающий в провинциальном театре. Он честно выполняет свою работу, однако чувствует, что является всего лишь “техническим персоналом”. На общей фотографии, где присутствовал весь коллектив театра, Ивана Кузьмича Мякишева посадили с правого края, да еще и “сняли его вдобавок мутно, не в фокусе”. А центр посадили “звезду” – тенора.
Монтер затаил в душе обиду и, при случае,

“отомстил” тенору и показал руководству театра, что он не менее важен, чем тенор. На важном представлении, когда зал был полон, Мякишев отключил электричество: “Тут произошла, конечно, форменная неразбериха. Управлющий бегает. Публика орет. Кассир визжит, пугается, как бы у него деньги в потемках не взяли”.
Идея автора звучит в финальных строках рассказа: “Так что они оба-два представляют собой одинаковую ценность”.
Тема “маленького человека”, затронутая в данном рассказе, является традиционной для русской литературы. О социальной и “человеческой” значимости таких людей писал еще А.
С. Пушкин. Его Самсон Вырин добросовестно выполнял свои обязанности станционного смотрителя, был хорошим человеком и любящим отцом.
Хлестаков из “Ревизора” Гоголя, несмотря на всю свою “пустоголовость” и легкомыслие, тоже имеет мечты и таит в душе боль – социальную ущемленность, невозможность жить так, как ему хочется.
Тема “маленького человека” и его значимости – в самом широком смысле слова – является одной из важнейших тем. Она пронизана гуманизмом, призывом уважать каждого человека, который является маленькой, но обязательной частичкой в этой Вселенной.



spacer
Тема “маленького человека в рассказе М. Зощенко “Монтер”