Своеобразие сатиры Михаила Булгакова («Собачье сердце»)

В начале 30-х годов Луначарский сказал о Булгакове, что это «самый контрреволюционный писатель». И он был прав, но только в настоящем мы воспринимаем это не как негативную характеристику, а как раз наоборот, как одно из величайших достоинств Булгакова. И в этом нет ничего удивительного. Ведь время показало, что «пролетарские писатели», угодные власти и обласканные ею, ничего замечательного так и не создали, не считая нескольких исключений. А творчество таких опальных творцов, как Булгаков, Мандельштам, Пастернак, Ахматова — величайшее наследие нашей литературы. Они создавали произведения либо вообще не касающиеся пролетарского народа и его чаяний, либо мягко или жестко иронизировали по поводу действительности, выявляя своей иронией все пораженные места. Эта сатира помогала писателям переживать ужас их унизительного, загнанного положения.
Булгаков создал несколько произведений сатирической направленности. Среди них роман «Мастер и Маргарита», высмеивающий пишущую братию, повесть «Собачье сердце». Жанр сатиры, в котором написано «Собачье сердце», предполагает показ в смешном виде чего-то совсем не смешного в реальности. Это фантастическое произведение, обрисовавшее происходящее в России после революции 1917 года как предзнаменование близящегося Апокалипсиса, оказалось столь злободневным, что напечатано было лишь спустя десятилетия после смерти автора.
Судьба дома в Обуховом переулке соотносится с судьбой России. «Пропал дом» — восклицает профессор Преображенский после организации в его доме жилтоварищества. То же мог бы сказать Булгаков о России после захвата власти большевиками. Нелепо выглядящие, невоспитанные и практически незнакомые с культурой «пролетарии» читателю вначале могут показаться смешными. Но именно они оказываются пришельцами царства Тьмы, вносящими дискомфорт в бытие не только профессора. Именно они во главе со Швондером «воспитывают» в Шарике Шарикова и рекомендуют его на государственную службу. Их сила в том, что они банда, их больше, и они уверены, что имеют право на власть.
Представители новой власти во главе со Швондером громят все старое, занося грязь не только в парадные, но и в общество, так как не имеют никакого представления о морали и нравственности. Их единственную мораль хорошо выражает Шариков — «все поделить». Что поделить? Деньги, имущество, дома, семьи, жизнь?.. Булгаков настаивает на том, что пролетариат начал преобразование не с того конца. А ведь ему действительно приходилось нелегко. Но нужно было действовать по-другому.
Монолог собаки в начале повести помогает увидеть настоящую Москву, точнее, ее подноготную. Шарик — как ребенок, все судит со своей колокольни, но в этих его наивных, не морализаторских суждениях есть та самая правда, которую хотел раскрыть автор.
Но, справедливости ради, нужно сказать, что не только новая власть подвергается сатирическому осмеянию в повести. Интеллигентов автор также не обходит стороной. В этом и состоит великое мастерство писателя. Он не обеляет одних за счет других, а показывает по возможности объективную картину современности.
Так, оборотную сторону медали представляет профессор Преображенский, светило науки. Именно он провел эксперимент, в результате которого получил не омоложение, а очеловечение. Именно от него читатель слышит уничижительные характеристики в адрес советской власти.
Профессор Преображенский говорит, что разруха, которая воцарилась в стране, происходит оттого, что вместо работы люди поют. Если он вместо операций начнет петь, у него тоже начнется в квартире разруха. Он уверен, что если люди будут заниматься своим делом, то все наладится. Филипп Филиппович уверен в том, что главная разруха — в головах людей.
С этим нельзя не согласиться. Высказывания профессора в большинстве своем очень справедливы. Но даже этот умнейший человек не чужд снобизма. Он с самого начала отказывает Шарикову в душе и сообразительности. Он сам, как нерадивый родитель (а таковым он и является по-сути), виноват в том, что его очеловеченный пес подпал под чужое негативное влияние. Ведь профессор даже не пытался воспитывать Шарикова, слишком занятый зарабатыванием денег.
Так, постепенно профессор Преображенский из обличителя царящего вокруг хаоса и сам становится объектом сатиры. Булгаков обличает его, не ставя выше других героев повести.
Повесть «Собачье сердце» показывает читателю, что в России существует еще одна беда — беспочвенное самомнение. Каждая из сторон уверена, что права, и от этого все беды. Они не могут договориться, поэтому ненавидят и пытаются уничтожить друг друга. Такова жизнеутверждающая сатира Булгакова.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

spacer
Своеобразие сатиры Михаила Булгакова («Собачье сердце»)