Издавна славилась Россия «мастерами слова», поэтами. С давних времен воспевали они Россию, свой народ. Их имена известны не только у нас, но и в других странах. Они внесли бесценный вклад в мировую сокровищницу культуры.
Поэты отличаются от всех людей тем, что Бог подарил им большое сердце и обрек их этим на вечные страдания. Тонко чувствуя фальшь в человеческих отношениях, поэты открыто говорят об этом. Как правило, талантливые творцы обладают «секретом мастера» — их творчество самостоятельно, язык уникален и свойственен только им и больше никому. Их стихи интересны не только для самого поэта или узкого круга людей, а для самого широкого круга читателей.
В творческой копилке любого поэта обязательно найдутся стихи, посвященные самому светлому человеческому чувству — любви. Не является исключением и Николай Некрасов.
Лирика этого поэта во многом автобиографична. В цикле стихов, обращенных к жене Авдотье Яковлевне Панаевой («Я не люблю иронии твоей…», «Поражена потерей невозвратной..», «Да, наша жизнь текла мятежно..» и др.) поэт правдиво раскрывает свои душевные переживания. Я хочу рассмотреть стихотворение «Я не люблю иронии твоей…» из этого цикла.
В отношениях между мужчиной и женщиной наступил момент, когда восторженные чувства сменились холодностью. Это приносит мучения и страдания лирическому герою. Но он не смягчает, не сглаживает собственные противоречия и терзания, пытаясь анализировать самые сокровенные чувства.
В любовной лирике герой берет на себя вину в наступлении охлаждения, мучительно кается в разрыве отношений, трагически переживая страдания любимой им женщины:
Пока еще кипят во мне мятежно
Ревнивые тревоги и мечты —
Не торопи развязки неизбежной!
Эта моральная высота чувства, напряженный драматизм переживаний являлись новой страницей в русской лирике. Ирония, скрытая насмешка — понятия, чуждые настоящей любви. И Некрасов, будучи «человеком высокого благородства души», ценящий моральные принципы настоящих отношений, не допускает иронии в чувствах, пробудившихся между мужчиной и женщиной. Он придает иронии статус признака предзаключительной стадии. Познав победы и разочарования, в возрасте тридцати девяти лет, на одно из первых мест в отношениях Николай Алексеевич Некрасов ставит взаимопонимание и искренность. Эти мысли поэт вкладывает в слова лирического героя. Он разговаривает со своей возлюбленной, понимая, что чувства, границы которых нарушила ирония, сложно возродить.
И пытается ли он сделать это? Герой хочет донести до своей избранницы, что люди, имеющие самое дорогое на свете — жизнь — не должны растрачивать ее на пустые слова, несущие за собой лишь разочарование:
Я не люблю иронии твоей,
Оставь ее отжившим и нежившим,
А нам с тобой, так искренно любившим,
Нам рано предаваться ей!
Он олицетворяет свои чувства со стихией огня, пылающей горячим, всепоглощающим пламенем, но продолжает: «горячо любившим», именно «любившим», а не «любящим». Значит, между героями стихотворения уже нет любви, от нее остался лишь «остаток чувства», а все остальное заполнила страсть, которой так же суждено будет уйти.
Мечты о преодолении отношений, ревнивая тревога потерять их — вот и все, что заполнило сердце героя, но этого слишком мало для любви. Лирический герой думает лишь о том, чтобы не лишиться источника удовольствия, и потому развязка становится неизбежной:
Не торопи развязки неизбежной!
И без того она не далеко…
Лирический герой прекрасно понимает, что развязка отношений неизбежна, и нельзя ничего изменить, он не пытается возобновить отношения. Разуму героя известно, что, сейчас или позже, исход один:
Кипим сильней, последней жаждой полны,
Но в сердце тайный холод и тоска…
Так осенью бурливее река,
Но холодней бушующие волны…
Пустые слова, плоды иронии, порожденные отсутствием истинных чувств. Они вызывают тоску, обиду, один из самых сильных грехов — уныние. Они, как лакмусовая бумажка, выявляют истинную картину чувств, как мудрая гадалка, говорят о том, что будет дальше.
Пятнадцать строк поведали нам историю двух людей, потерявших любовь, путающих высокое чувство со страстью и ясно видящих приближение скорой разлуки.