Стихотворение Н. А. Некрасова “Элегия” (“Пускай нам говорит изменчивая мода…”). Восприятие, истолкование, оценка

Вновь и вновь возвращается Некрасов к вопросу о назначении поэта и его месте в общественной борьбе. Этой теме он посвящает в 70-е годы несколько лирических стихотворений, среди которых наиболее значительна “Элегия” (“Пуская нам говорит изменчивая мода…”). Она написана в 1874 году и стала ответом Некрасова на высказывания критиков в адрес поэта. Один них писал: “То, что составляло его (Некрасова) любимую тему – непосредственное описание страданий народа и вообще бедняков, – уже им исчерпана не потому, что подобная тема сама

по себе когда-нибудь могла быть вполне исчерпана, а потому, что поэт наш стал как-то повторяться, когда принимается за эту тему”. Другой критик высказал мысль, что после 1861 года сама тема кажется устаревшей. Именно спором с такими высказываниями и можно, пожалуй, объяснить начало стихотворения:
Пускай нам говорит изменчивая мода,
Что тема старая – “страдания народа”,
И что поэзия забыть ее должна, –
Не верьте, юноши! Не стареет она.
Некрасов выступает против тех, кто из “моды” проявлял сочувствие народу, но отвернулся от него в годы реакции, возражает сторонникам “чистого искусства”,
утверждая, что задача поэзии – служить своему народу:
… пока народы
Влачатся в нищете, покорствуя бичам…
Оплакивать их рок, служить им будет муза,
И в мире нет прочней, прекраснее союза!…
Стихотворение было написано через 13 лет после отмены крепостного права. За это время стало очевидным, как правы были революционные демократы, назвавшие еще в 1861 году царскую реформу лицемерным обманом, ограблением народа под видом освобождения.
“Народ освобожден, но счастлив ли народ?” – спрашивает поэта в “Элегии” его Муза. И он ответил на этот вопрос еще раньше, в самый год реформы (когда и правительственная, и либеральная печать ликовала по поводу дарованной царем “свободы”):
Мать-отчизна! Пойду до могилы,
Не дождавшись свободы твоей!
Мрачный тон стихотворения Некрасова говорил о том, что реформу поэт не считал освобождением. “Не ликовать в наивном увлеченье”, а “напоминать, что бедствует народ”, – так определяет поэт в “Элегии” задачу Музы.
Поэт и в следующей строфе говорит, что народная тема не может устареть, пока есть несчастные и обездоленные, поэзия не может отвернуться от этой темы, не видеть ее:
Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру неведомый ему,
Но я ему служил – и сердцем я спокоен.
Пускай наносит вред врачу не каждый воин,
Но каждый в бой иди! А бой решит судьба…
Для своего стихотворения автор избирает шестистопный ямб с попарной рифмовкой, то есть александрийский стих – торжественный размер эпохи классицизма. Это сразу устанавливает ориентацию на высокий уровень стиха и, кроме того, связь с пушкинской “Деревней”. Между двумя стихами есть и лексические связи. Сравним у Некрасова:
…. Увы! Пока народы!
Влачатся в нищете, покорствуя бичам,
Как тощие стада по скошенным лугам…
И у Пушкина:
Склоняясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,
Здесь рабство тощее влачится по браздам.
Это сравнение лишний раз призвано подчеркнуть важность темы и установить связь времен. Насущность обращения к этой теме Некрасов доказывает тем, что вводит в “Элегию” описание жизни народа и показывает полнейшую несостоятельность реформы. И потому стихотворение становится своего рода декларацией отношения Некрасова к роли поэта: поэт должен иметь одну цель – служение народу – до тех пор, пока народ не будет счастлив. Поэт утверждает поэзию социальную.
В стихотворении “Элегия” поэт размышляет о самых острых вопросах современности, о молодежи, о своей судьбе и судьбе народной: “… счастлив ли народ?”. Именно этой тревожной мыслью проникнуто все стихотворение. Но народ, о котором думает, пишет поэт, безмолвствует:
… Природа внемлет мне,
Но тот, о ком пою в вечерней тишине,
Кому посвящены мечтания поэта –
Увы! Не внемлет он – и не дает ответа…
Это стихотворение – поэтическое завещание поэта-гражданина, выполнившего свой долг.



spacer
Стихотворение Н. А. Некрасова “Элегия” (“Пускай нам говорит изменчивая мода…”). Восприятие, истолкование, оценка