Н. А. Некрасов — единственный русский поэт, полностью посвятивший свое творчество теме народа. В своих произведениях он рисовал горькую крестьянскую долю, суровую жизнь крепостных. Самыми известными его произведениями являются «Железная дорога», «Несжатая полоса», «В полном разгаре страда деревенская». В классику русской литературы вошли поэмы Некрасова о крестьянской жизни: «Коробейники», «Мороз, Красный нос», «Кому на Руси жить хорошо».
В своих произведениях Некрасов показывал не только тяжелую долю крепостных людей, но и способы облегчения их жизни. Особенно это заметно в период позднего творчества поэта. Его произведения этой поры насыщены социальным подтекстом, призывающим народ самому бороться за лучшую жизнь. Примером этому может служить одно из самых известных стихотворений Некрасова — «Размышления у парадного подъезда». Оно было написано в 1858 году, накануне отмены крепостного права.
Начинается стихотворение со вступления, в котором описывается парадный подъезд. Вероятно, здесь живет какое-то значительное лицо, которое может повлиять на судьбы многих людей. Недаром к нему и в будни, и в праздничные дни съезжается огромное количество народа. В будние дни парадный подъезд осаждают разные «убогие лица» со своими скромными просьбами:
Прожектеры, искатели мест,
И преклонный старик, и вдовица.
В торжественные же дни к подъезду съезжаются знатные гости, «одержимые холопским недугом». Ясно одно: парадный подъезд является в стихотворении символом всесильной власти, способной и карать, и миловать, и осчастливить, и уничтожить.
Первая часть стихотворения представляет собой описание необычных просителей: крестьянских мужиков, пришедших с просьбой из далекой губернии. Автор скупыми, но выразительными средствами рисует коллективный портрет крестьян, «некрасивых на взгляд»:
Загорелые лица и руки,
Армячишка худой на плечах,
По котомке на спинах согнутых,
Крест на шее и кровь на ногах,
В самодельные лапти обутых…
Эти «деревенские русские люди» пришли с какой-то очень важной для них просьбой. Помолившись в церкви и надеясь на поддержку Бога, мужики смиренно пришли просить помощи к парадному подъезду:
Показался швейцар. «Допусти», — говорят
С выраженьем надежды и муки.
Но просителей даже не пустили на порог. Не помогла и «скудная лепта», которую мужики пытались дать швейцару. Ни с чем они уходят обратно:
И пошли они, солнцем палимы,
Повторяя: «суди его Бог!»,
Разводя безнадежно руками.
Вторая, главная часть стихотворения представляет собой размышление лирического героя. Сначала он размышляет о жизни «владельца роскошных палат», который не захотел увидеть «оборванной черни». В изображении жизни вельможи Некрасов также скуп. Он описывает упоение лестью, волокитство, обжорство:
Что тебе эта скорбь вопиющая,
Что тебе этот бедный народ?
Вечным праздником быстро бегущая,
Жизнь очнуться тебе не дает.
Гораздо больше места занимает описание смерти вельможи:
И сойдешь ты в могилу… герой,
Втихомолку проклятый отчизной,
Возвеличенный громкой хвалой!..
Затем лирический герой переходит к размышлениям о стонущей мужицкой России. Автор предсказывает, что просители пропьют все деньги «и пойдут, побираясь дорогой, и застонут». Лирический герой горестно вопрошает, «где бы сеятель твой и хранитель, где бы русский мужик не стонал?». Автор описывает бескрайние страдания русского народа. По всей Руси раздается стон крестьянства. Помимо непосильной работы, мужик страдает от несправедливости «у подъездов судов и палат», а также «по тюрьмам, по острогам, в рудниках на железной цепи». Даже песни русского народа представляют собой один большой стон: «этот стон у нас песней зовется».
Лирический герой делает вывод:
… великою скорбью народной
Переполнилась наша земля, —
Где народ, там и стон…
Стихотворение заканчивается надеждой автора на то, что народ очнется от сна и будет бороться за свои права. Об этом мы догадываемся из его риторического вопроса:
Ты проснешься ль, исполненный сил,
Иль, судеб повинуясь закону,
Все, что мог, ты уже совершил —
Создал песню, подобную стону,
И духовно навеки почил?..
Это стихотворение Н. А. Некрасова сходно со стихотворением А. С. Пушкина «Деревня», которое заканчивается риторическим восклицанием: «Увижу ль, о друзья, народ неугнетенный и рабство падшее по манию царя?»
Н. А. Некрасов не надеется на царя: освобождение народа он считает делом рук самих крестьян.