Стихотворение М. Ю. Лермонтова “Дума” (восприятие, истолкование, оценка)

В зрелой лирике М. Ю. Лермонтова критика современности становится более социально-острой и конкретной. Протест и желание “дерзко бросить железный стих, облитый горечью и злостью….” реализуются. Именно таким “железным стихом” стало стихотворение “Дума”.
По своему жанру оно является такой же элегией-сатирой. Только сатира здесь направлена не на придворное общество, а на основную массу дворянской интеллигенции 30-х годов. Главная тема стихотворения – общественное поведение человека. Она раскрывается с помощью характеристики

поколения тридцатых годов. Это поколение, выросшее в условиях мрачной реакции, совсем не то, какое было в двадцатые годы, не поколение “отцов”, то есть декабристов. Общественно-политическая борьба декабристов рассматривались ими как “ошибка”:
Богаты мы, едва из колыбели,
Ошибками отцов и поздним их умом…
Новое поколение отошло от участия в общественно-политической жизни и углубилось в занятия “бесплодной наукой”; его не тревожат вопросы добра и зла; оно проявляет позорное малодушие перед опасностью; является “презренным рабом перед властью”. На самом деле, после поражения декабристов
становится невозможной практически любая деятельность. В связи с этим в людях проявляется стремление замкнуться в себе, уйти от жизни в мир дум.
Стихотворение М. Ю. Лермонтова – не взгляд на поколение со стороны, а откровение человека, принадлежащего к этому поколению, о чем свидетельствует употребление местоимений первого лица множественного числа “мы”. Поэт не отделяет себя от общества, он страдает вместе с ним. Первым, кто увидел это, был Герцен: “Эти стихи написаны кровью; они вышли из глубины оскорбленного духа. Это вопль, это стон человека, для которого отсутствие внутренней жизни есть зло, в тысячу раз ужаснейшее физической смерти!.. И кто же из людей нового поколения не найдет в нем разгадки собственного уныния, душевной апатии, пустоты внутренней и не откликнется на него воплем, своим стоном?”
В стихотворении можно выделить три смысловые части. В первой слышится печаль о судьбе поколения, во второй – ирония над своими современниками, и в третьей – открытый приговор, обвинение.
Логическая связь между четверостишиями и частями стихотворения заметно ослаблена и фактически поддерживается лишь общей темой и эмоциональным строем. Каждое четверостишие – законченное предложение. Голос рассудка звучит открыто, голос страсти – приглушенно. Этот противоречивый поток прекрасно отражает сознание поэта, контраст между высотой чувства и отрицающей мыслью. На этом фоне слово часто функционирует в переносном значении: “состариться” означает не только физическую, но и духовную старость, “ровный путь без цели” – знак равнодушия, апатии, отсутствия жизненных тревог и падений.
В первой части стихотворения основную эмоционально-смысловую нагрузку несут традиционные слова элегического романтизма: “печально”, “томит”, “вянем”; слова философского и общественно-политического значения: “познанья”, “сомненья”, “добру”, “злу”, “рабы” и др. Выразительны резкие оценочные эпитеты: “постыдно”, “позорно”. Они подготавливают высокую романтическую ноту, которой заканчивается первая часть:
Так тощий плод, до времени созрелый,
Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз,
Висит между цветов, пришлец осиротелый,
И час их красоты – его паденья час!
Во второй части слова ораторского стиля отсутствуют, их заменяют слова стиля элегического. Выразительный эффект достигается игрой “прозаизмов” и “поэтизмов”: “остаток” – “чувства”, которая поддержана употреблением контрастирующих слов: “ненавидим” – “любим”, “холод” – “огонь”. Романтика сменяется реквиемом по поколению. В последней части вновь появляются слова ораторского стиля в сочетании с лексикой, носящей философский оттенок: “ни мысли плодовитой”, “судья”, “гражданин” и т. д. Чем более убедительно развенчивается поколение, тем прозрачнее становится стиль.
В “Думе” М. Ю. Лермонтов выступает как строгий судья. Прежде всего он обвиняет мыслящих современников в бездействии, в пассивности, в том, что они “вянут без борьбы”, не пытаются изменить свою судьбу. Поэт показывает духовную смерть поколения.
Читатель постепенно входит в мир “обесцененных ценностей”; “богатство ошибками” – не богатство, а бедность; бесполезный клад – не клад; чужой праздник – не праздник; бесполезные науки – не науки; томительная жизнь – не жизнь.
Таким образом, идея стихотворения – призыв к действию, и призыв этот дан негативно, через отрицание пассивности. Лермонтов как бы зовет свое поколение к нравственному обновлению, к пробуждению от духовной спячки.



spacer
Стихотворение М. Ю. Лермонтова “Дума” (восприятие, истолкование, оценка)