Стихотворение В. В. Маяковского “Послушайте!” (восприятие, истолкование, оценка)

Стихотворение В. В. Маяковского “Послушайте!” навсегда останется одним из самых неразгаданных в творчестве поэта. Когда Маяковский писал это стихотворение, он был уже не начинающим революционером, почитывающим Гегеля, интересующимся естествознанием и боготворящим марксизм. Маяковский был человеком, осознающим себя поэтом, настоящим революционным поэтом. За его спиной работа в партии (большевиков), тюрьма, Художественное училище. Как раз в училище зерно академической мысли проросло у Маяковского в новую форму – футуризм – “искусство

будущего”, как его называли.
В 1914 г. юный поэт уже чувствовал мастерство и уверенность в своих силах. Как он сам писал: “Могу овладеть темой. Вплотную”. А тема одна – злободневная, революционная. Причем Маяковский, как истинный поэт идеи, видел революцию не только на улице, но и в головах людей. Развернуть искусство, литературу, живопись, музыку, саму жизнь на сто восемьдесят градусов, прежнее – на свалку истории. Одному это не под силу, нужны они – миллионы, которые устали.
“Послушайте!” написано в форме обращения. “Послушайте!”…Не правда ли, так и слышится голос Маяковского обращенного
к тысячам, миллионам людей, которые столпились вокруг? “Послушайте!” – взывает он, такой большой и сильный. Люди перестают кричать и горланить просто потому, что этот гигант, стоящий на сцене, обращается к ним. К ним – миллионам и тысячам, потерявшим веру, маленьким и слабым.
В произведении создается картина космического масштаба. Лирический герой в ней настолько огромен, что звезды кажутся ему плевочками, а зайти к Господу Богу для него так же легко, как прийти к другу. Вообще, тема веры и неверия здесь чрезвычайно важна. Ее звучание необыкновенно тонко:
Ведь, если звезды зажигают –
Значит – это кому-нибудь нужно?
Значит – кто-то хочет, что бы они были?
Значит – кто-то называет эти плевочки
жемчужиной?
Глядя на звездное небо, всегда мечтаешь увидеть что-то необычное. Не правда ли, было бы прекрасно, если бы на небе загорелась звезда только для тебя одного?! Ее сияние и блеск озаряет ночь бархатным светом, обволакивает теплотой твое сознание. И вдруг ты понимаешь: ты не одинок! И эта звезда для тебя! И уже не важно, что другие люди ничего не понимают, и им все равно, есть ли у тебя на небе звезда или ее нет. “Да и вообще, – говорят они, – разве можно называть их звездами? Ведь это всего лишь плевочки!”
Перечитываю и думаю, ведь и я одна из тех, кто называет звезды плевочками. И хочется верить в то, что это звезды, а не можешь, не умеешь. Но все-таки есть надежда, что рано или поздно лучик веры зажжется. И единственный, кто может рождать надежду, – Бог. Он – свой, наш, такой же жилистый и тертый, а значит, понимающий. Бог рождает надежду, когда ее уже нет. Главное поверить, а поверив, – вымолить любым способом, целовать руки, плакать. Ах, все равно не верится, что возможно! И говоришь себе:
“Ведь теперь тебе ничего?
Не страшно?
Да?!”
Это стихотворение написано характерным для Маяковского трехударным акцентным стихом. Художественные средства поэта, как всегда, очень ярки. Метафора “звезды зажигают” в начале произведения сразу относит нас к вопросу о Творце, то есть к тому, кто эти звезды зажигает. Он не замедляет появиться. Но тут появляется и герой, стремящийся к Богу. Путь наверх тяжел, поэтому, “надрываясь”, спешит он на встречу с Господом. “Боится, что опоздал” – это фраза чрезвычайно важна. Ведь она говорит о мере греховности человека. То есть человек грешен настолько, что боится не получить от Господа прощения.
“Звезда” – это, пожалуй, один из самых сложных символов стихотворения. Что подразумевает герой, когда просит Бога “чтобы обязательно была звезда!”? Разгадку можно найти ниже, когда раздается вопрос: “Не страшно?” Что может прогнать страх и тьму? Свет, любовь и вера. Быть может, именно о последней и просит герой.
Маяковский, что совершенно несвойственно для него, призывает нас к терпимости. Если звезды зажигают, все нетерпящие этого должны смириться, потому что – “кому-то нужно!”
По звучанию стихотворение “Послушайте!” резко отличается от многих предыдущих и последующих стихотворений Маяковского. Во-первых, потому, что поэт пользуется в нем лексикой общепринятого литературного языка. Мы не встретим здесь кричащих неологизмов, вульгаризмов, бранных слов. Даже такое прозаическое слово, как “плевок”, с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса поэт превращает в “плевочки”, которые не нарушают лиризма, доведенного здесь до высокой степени.
Стихотворение необычно и по композиции. Оно вобрало в себя ораторское обращение поэта к читателю, которое начинает и заканчивает стихотворение. Этим Маяковский подчеркивает важность выдвинутой проблемы. В нем завуалировано присутствует множество людей, скрытых под местоимением “кто-то”. Они заводят диалог:
Говорит кому-то:
“Ведь теперь тебе ничего?!”
Это подтверждает стремление Маяковского подчинить поэзию не своему личному “Я”, а обществу.
Я очень люблю это стихотворение, потому что оно выделяется среди всей “громады” творчества поэта особой “негромовой” нежностью. Близка мне также и его идея. Я согласна с Маяковским, что человек не может перенести “беззвездную муку”. Ему обязательно необходима та звезда, та мечта, тот идеал, который будет способствовать становлению его личности. Человеку необходим рост, так как в нем содержится поистине великий потенциал, лишь о маленькой толике которого подозревает человечество. И этот потенциал нужно развивать, стремясь к звезде, которая загорается “каждый вечер над крышами” домов каждого из нас.



spacer
Стихотворение В. В. Маяковского “Послушайте!” (восприятие, истолкование, оценка)