Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…» написано между маем и июлем 1841 года, в год смерти поэта. Так как произведение относится к позднему периоду творчества Лермонтова, то в нем мы можем проследить все черты истинно лермонтовской поэзии.
Многие образы произведения были навеяны стихотворением Гейне «Смерть — это ночь, прохладный сон» из его «Книги песен». В нем говорится:
Смерть — это ночь, прохладный сон
А жизнь — тяжелый, душный день…
…Я сплю — и липа шумит в вышине,
На липе соловей поет…
И песня исходит любовью, —
Я слушаю даже во сне.
Но даже при поверхностном прочтении стихотворений Гейне и Лермонтова очевидна разница. Лермонтов заимствует у Гейне образы, но расширяет и углубляет тематику.
Стихотворение состоит из знаковых для Лермонтова слов, символов. В первой строфе, в запеве, появляется тема одинокой участи, странничества:
Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит…
Создается впечатление, что дорога лирического героя уходит в бесконечность. В этих же строках проявился важнейший для поэта мотив — мотив одиночества. Лирический герой противопоставляет себя всему миру. Но мир вокруг него целостен. Небо и земля в стихотворении сливаются и еще ярче подчеркивают одиночество героя.
Тема пустыни, появляющаяся в той же первой строфе, может символизировать место уединенного свидания лирического героя с вселенной. Обращение героя к небу, «голубому сиянию», космической широте сменяется обращением к другому космосу — своей душе.
Герой задает важные для него вопросы:
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? Жалею ли о чем?
В последней строке звучит мотив прошлого и будущего. В будущем для себя лирический герой хотел бы только «свободы и покоя», получить которые можно, забывшись, заснув. И здесь, впервые в стихотворении, вводится интрига: начинает звучать намек на тему смерти. Символ смерти как сна широко использовался еще Шекспиром:
Умереть, уснуть. — Уснуть!
И видеть сны, быть может?…
Но в стихотворении Лермонтова тема смерти не получает развития. Сон у него трактуется по-другому. Это только мечта, светлая и прекрасная.
В произведении скрыто противопоставление. Начинается стихотворение с прекрасного светлого описания природы. Смена настроений происходит в двух последних строчках второго катрена. Образ одушевленной природы, полной обещаний, теряет для героя свою притягательность. Он ощущает неудовлетворенность своего «я», мир меркнет для него, и он, вроде бы, стремится к смерти. Но в четвертом катрене опять происходит перелом, который прекращает тему смерти и возвращает нас к оптимизму. Последнее четверостишие ломает всю картину и делает стихотворение гимном любви. А тема любовной песни и «темного дуба» в конце создают образ блаженства.
По жанру стихотворение можно отнести к элегии. Но строй произведения сочетает черты элегической медитации и песни. Здесь используются такие песенные приемы, как повторы-подхваты (вопросы во второй строфе, «я ищу» — «я б хотел» — «я б желал», «чтоб в груди» — «чтоб дыша» — «чтоб всю ночь»), сочленяющие строфы (третья строфа отвечает на вопрос, заданный во второй, а четвертая продолжает мысль, начатую в третьей строфе).
Стихотворение состоит из пяти пронумерованных катренов, написанных пятистопным ямбом. Необходимо обратить внимание на особенность стихотворного размера: каждая строка содержит обманный «анапестический ход», то есть, начинается как анапест, по сути, являясь ямбом. Рифма перекрестная с чередованием мужских и женских клаузул.
Автор использует метафоры: «звезда с звездою говорит», «дремали жизни силы»; олицетворения: «пустыня внемлет богу», «спит земля».
Хочется обратить внимание на одну строчку: «Спит земля в сиянье голубом…». Конечно, Лермонтов говорит о небесах. В середине XIX века ни один человек еще не видел Землю из космоса. Но гений творца смог создать космическую картинку. При прочтении этой строчки перед глазами каждого современного человека встает образ нашей прекрасной голубой (действительно, голубой — и здесь Лермонтов оказался прав) планеты в сиянии атмосферы.
Мечта, о которой говорит поэт, это не только любовь. Лермонтов мечтал и о вечности — освобождении от земного времени, о бессмертии и приобщение к вечной жизни вселенной. Он не хотел умирать, подобно вечно зеленеющему «темному дубу». И мечта его сбылась. Поэт обрел бессмертие через свою поэзию.