Стихотворение А. Фета «Это утро, радость эта…» (восприятие, истолкование, оценка)

Стихотворение «Это утро, радость эта..» написано А. Фетом в 1881 году, оно является типичным примером поздней пейзажной лирики поэта. Природа поэзии Фета неотделима от переживаний человека. Именно природа помогает открывать тайны человеческого бытия.
Фету удается представить в стихах подсознательное, передать то туманное, утаенное, что можно выразить лишь поэтическим языком, где роль играет не только семантика слов, но и звуковой, интонационный ряд, музыкальность стиха.
В стихотворении «Это утро, радость эта…» поэт не просто

описывает весеннюю природу, а передает чувство, которое она рождает; раскрывается жизнь человеческой души.
Поэтом описан весенний день от рассвета до вечерней зари. Первая строфа — это утро, наполненное солнцем. Когда читаешь ее, кажется, что стоишь на просторном лугу, запрокинув голову, и наслаждаешься льющимся с небес светом. Утро, пробуждение приносит чувство радости, мир природы находит отражение в мире эмоций. Множество ощущений создают определенную картину окружающего мира. Сначала появляются зрительные образы: «синий свод», «мощь дня и света», затем они наполняются звуковым содержанием: «этот
крик». Поначалу мы лишь интуитивно догадываемся, чей это крик. Постепенно образ проясняется: «вереницы», «стаи» и, наконец, возникает слово «птицы». Окружающий мир наполняется движением. Возникает новый звуковой образ: «говор вод», который заставляет оглянуться вокруг. Этими словами заканчивается первая строфа, будто взгляд постепенно перемещается с неба на землю. Это создает ощущение непрерывности и целостности пейзажа.
Во второй строфе множество конкретных зарисовок, зрительных образов. Разгорающийся день дарит целый поток ощущений. Интересно, что взору открываются то картины дальнего плана («ивы и березы», «эти горы, эти долы»), то мельчайшие детали (капли, едва распустившийся лист, который пока еще «похож на пух»). Капли похожи на слезы, кажется, что это слезы умиления, все вокруг так восхитительно! Эта метафора еще раз доказывает неотделимость природы от внутреннего мира человека. И вновь пейзаж заселяется живыми существами: мошки и пчелы, едва проснувшиеся после долгой зимы, вызывают чувство легкости, полета, а главное, возникает мысль, что жизнь продолжается! Звуковые образы второй строфы также способствуют оптимистическому, жизнеутверждающему настрою: «зык и свист». Очень звучное слово «зык» наполняет пространство отрывистыми, но бодрыми, громкими и свежими звуками.
Третья строфа — описание вечера. Это самое таинственное время суток, именно поэтому мы почти не находим упоминание конкретных предметов. Вокруг лишь нагроможденье эмоций, размытых и не всегда осознаваемых. «Вздох ночной селенья»- это вздох лирического героя, сердце которого неспокойно, ждет чего-то незнакомого, но, несомненно, прекрасного. Возможно, «ночь без сна» проводит влюбленный человек… Эту догадку подтверждает незримо возникший образ соловья. Он невидим в ночи, слышны лишь «эта дробь и эти трели». Дважды возникает отрицание: «без затменья», «без сна». Это помогает создать ощущение непрерывности картины, постоянного течения времени. «Мощь» и «свет» к ночи превращаются в «мглу и жар», однако, завтра будет новый день, полный красок и светлых чувств.
В стихотворении нет ни одного глагола, однако, это вовсе не лишает его движения, наоборот, назывные предложения, словно нанизанные друг на друга, создают ощущение бега вешних вод, дуновение ветра и, без сомненья, порыва чувств. Яркие картины весны живо сменяют друг друга, они мимолетны, но от этого только более прекрасны. Указательные местоимения «этот», «эта», «эти» повторяются 26 раз! Кажется, лирический герой поражен количеством впечатлений, подаренных одним весенним днем, каждое из них заслуживает хотя бы мимолетного внимания. Звуки, запахи, изображения — все сливается в единую картину, которая, как в зеркале, отражается в душе лирического героя.
Синтаксически стихотворение представляет собой одно сложносочиненное предложение. Запятые в конце каждой строфы придают музыке стиха легкость, воздушность, стремительность, некую незаконченность и ощущение постоянного движения. Композиционная точка — слово «весна». Оно ассоциируется с мажорным аккордом после длинного музыкального пассажа, исполненного с нарастающим темпом и напряженностью. Поэтическое творение превращается в музыкальное — некий виртуозный этюд с ярким крещендо. Насколько же мелодична поэзия А. Фета, если к ней применимы музыкальные термины!
Стихотворение написано четырехстопным хореем, который в третьей и последней строке каждой строфы сменяется трехстопным, причем отсутствует последний безударный слог. Кажется, что это — небольшая пауза, взятие дыхания перед следующей музыкальной фразой. Именно эти строки зарифмованы между собой мужской рифмой, что подкрепляет возникшее ощущение. В третьей строфе все рифмы женские, этим еще раз подчеркивается ее кульминационная значимость
Стихотворение А. Фета «Это утро, радость эта…» позволяет остановить и увековечить прекрасный миг жизни. Идеальный мир поэзии отражает мир реальных ощущений. После прочтения стихотворения возникает чувство гармонии, единения с природой, это наполняет сердце оптимизмом и любовью к жизни.
Поэзия А. Фета — неисчерпаемый источник, полный как мимолетных, стихийных, безотчетных чувств, так и наполненных мыслей. Все его стихотворения о природе — маленькие шедевры, волшебные зеркальца, заглянув в которые, можно увидеть свой внутренний мир и насладится ранее неведомыми ощущениями.



spacer
Стихотворение А. Фета «Это утро, радость эта…» (восприятие, истолкование, оценка)