Тема любви является одной из ведущих в лирике как А. Блока, так и А. Ахматовой. Надо сказать, что эти поэты по-особому относились к проблеме любви.
У Ахматовой данное чувство — всегда душевная буря, смятение чувств, внутренние противоречия. Все это передается скупыми, на первый взгляд, незаметными деталями окружающей действительности:
Так беспомощно грудь холодела,
Но шаги мои были легки.
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.
Казалось бы, что данные строчки не показывают в лирической героине ярких эмоций, взрыва чувств. Но какие-то мало заметные ее действия говорят об обратном:
Казалось, что много ступеней,
А я знала — их только три!
Между кленов шепот осенний
Попросил: «Со мною умри!»
Важно заметить, что для Блока любовь также страдание, но немного другое. Поэт не скрывает своего эмоционального состояния за деталями. Он открыто заявляет о своих душевных переживаниях. Но образ возлюбленной слабо угадывается в стихотворениях. Он идеализирован, это «вечная женственность», божество, предмет поклонения:
Вхожу я в темные храмы,
Свершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцанье красных лампад.
Но лирический герой все же боится встречи с возлюбленной. Ведь она может лишиться того особого ореола идеала и красоты:
Предчувствую Тебя. Года проходят мимо —
Все в облике одном предчувствую Тебя…
Как ясен горизонт: и лучезарность близко.
Но страшно мне: изменишь облик Ты.
Для лирического героя Прекрасная Дама так и остается недосягаемой.
Что касается любовной лирики Ахматовой, то чаще всего она изображает начало душевной драмы или ее кульминацию. Если Блок в своем творчестве обращается к идеальным, подчас фантастическим образам, то у Ахматовой любовь земная, реальная. Это поединок двух любящих друг друга людей. Но страдания никогда не вырываются из души лирической героини:
И что память яростная мучит,
Пытка сильных — огненный недуг! —
И в ночи бездонной сердце учит
Спрашивать: о, где ушедший друг?
Да, конечно, любовные стихи Ахматовой и Блока носят символический характер. В этом не сложно убедиться, если обратиться к тем идеалам, к которым обращались эти поэты. хотя символизм у них проявляется на разных уровнях.
Так, для Блока символично уже само это удивительное и непостижимое чувство — любовь. Для поэта это что-то космическое и загадочное. И именно поэтому у него возникает образ Прекрасной Дамы. Таким образом, данный символ является ключевым. На мой взгляд, все изобразительно-выразительные средства, лексика, синтаксис стихотворения направлены на раскрытие и доказательство идеальности данного образа-символа. Прекрасная Дама покоряет лирического героя своей красотой, неземной прелестью. Он без памяти влюблен в нее, и это чувство даже делает его в какой-то степени зависимым:
Твоих страстей повержен силой,
Под игом слаб.
Порой слуга; порою — милый;
И вечно — раб.
Я думаю, что символизм у Ахматовой проявляется в деталях, которые играют ключевую роль. У нее все переживания скрыты за внешней сдержанностью. И здесь огромна роль символов, которыми изобилуют стихи о любви Ахматовой:
Не недели, не месяцы — годы
Расставались. И вот наконец
Холодок настоящей свободы
И седой под висками венец.
Только «седой под висками венец» рассказывает читателю о тех душевных муках и терзаниях, которые сопровождали героев при расставании:
Я не прошу ни мудрости, ни силы.
О, только дайте греться у огня!
Мне холодно…
На мой взгляд, стремление к огню в данных строчках является признаком полного одиночества лирической героини, только холод и безразличие окружает ее.
На лексическом уровне стихи этих поэтов также отличаются. У Блока в любовной лирике преобладают отвлеченные имена существительные, которые и создают ту воздушность и недосягаемость идеала. Ахматова же прибегает в большей степени к использованию конкретных имен существительных, что придает естественность и реальность чувствам лирической героини.
Несмотря на явные различия в стихотворениях о любви, важно заметить то, что для обоих поэтов это чувство является исключительным, делающим человека богаче духовно.