Сравнительный анализ стихов Есенина “Закружилась листва золотая..” (1918) и “Синий май. Заревая теплынь….”

Россия была не только самой сильной, но, может быть, единственно сильной любовью Сергея Есенина. Вне России длоя него не было ничего: ни стихов, ни жизни, ни любви, ни славы. В ней – все, без нее – ничего. И потому основной темой лирических произведений поэта стала любовь к родине. Искренняя любовь к родной земле, которая выражена в своеобразных переживаниях и настроениях, придала стихам Есенина неповторимое звучание. Нет ни единого стихотворения о России, в котором он не воспевал бы ее природу.
В этом плане, на мой взгляд, интересными являются

два стихотворения поэта, названные по первым строкам: “Закружилась листва золотая..” (1918) и “Синий май. Заревая теплынь…” (1925) Эти стихи проникнуты грустью, которая чувствуется не только в душевном состоянии лирического героя, но и в природе, несмотря на то, что в стихах изображены разные времена года (осень, весна):
И в душе и в долине прохлада.
Одиночество и бесприютность лирического “я” особо ощутимы в строфах, где человек один среди осеннего или весеннего пейзажа. Даже кажется, что часть строки одного стихотворения плавно перетекают в строки другого, повторяя друг друга:
Я сегодня влюблен
в этот вечер,
Близок сердцу желтеющий дол.
и
…Я с собою на досуге…
В этот вечер вся жизнь мне мила,
Как приятная память о друге.
Пейзаж Есенина – не мертвые, безлюдные картины. Пользуясь словами Горького, можно сказать, что в него всегда “вкраплен человек”. Этот человек – сам поэт, влюбленный в родной край. Есенин обладал неповторимым даром глубокого поэтического самораскрытия. Общая тема увядания, ощущение последних дней – вот что характерно этим стихотворениям. “Но того, что прошло, не кляну”, – писал Есенин, выражая ту же мысль, что и А. С. Пушкин: “Что прошло, то будет мило”.
Хорошо бы, на стог улыбаясь,
Мордой месяца сено жевать…
Где ты, где, моя тихая радость –
Все любя, ничего не желать?
и
Только я в эту цветь, в эту гладь,
Под тальянку веселого мая,
Ничего не могу пожелать
Поэт принимает все, как есть:
Принимаю – приди и явись,
Все явись, в чем есть боль и отрада…
Мир тебе, отшумевшая жизнь.
Мир тебе, голубая прохлада.
Интересно и то, что образ сада тоже явился сквозным в этих стихах:
За калиткою смолкшего сада
Прозвенит и замрет бубенец.
и
Сад полышет, как пенный пожар.
Важную роль в обоих произведениях, как и во всех других, играет цвет, который призван не только создавать цветовую гамму стихотворения, но и передавать чувства и настроения лирического героя. Любимые цвета поэта, как мы видим из этих произведений, – синий и голубой. Они усиливают ощущение необъятности просторов России (“синий сумрак”, “синий май”, “голубая прохлада”).
Но, в то же время, синий цвет для Есенина – цвет покоя и тишины, поэтому он и встречается при изображении вечера. Смысловое содержание этого цвета целиком переносится поэтом на внутреннюю характеристику человека. Это всегда означает душевное равновесие, умиротворение, внутренний покой. Используя различные средства выразительности (эпитеты: “листва золотая”, “в розоватой воде”, “взбалмошная луна”, “липким запахом”, “липким запахом”, “кружевные узоры”; сравнения: “как приятная память о друге”, “хохочет так, чтобы каждый дрожал”, “синий сумрак как стадо овец”, “как ветками ива, опрокинуться в розовость вод”; олицетворения: “спит черемуха в белой накидке”, “закружилась листва золотая”), Есенин полнее и глубже выражает свои чувства, переживания и настроение.
Таким образом, в очередной раз Есенин показывает красоту родной страны, независимо от времени года, и мы понимаем, что душа человека, живущего в России, и дивные пейзажи неотделимы друг от друга.



spacer
Сравнительный анализ стихов Есенина “Закружилась листва золотая..” (1918) и “Синий май. Заревая теплынь….”