Сравнительный анализ стихотворений “Три осени” Ахматовой и “Золотая осень” Пастернака

Русская осень – совершенно особенная, волшебная пора, вдохновляющая поэтов на создание лирических шедевров. Это время творческого подъема, полета мысли и души – во многом благодаря красоте русской природы, уникальной и неповторимой. Однако бесспорно, что каждый художник находит в осени что-то свое, личное и глубоко индивидуальное.
Например, стихотворения Ахматовой “Три осени” и Пастернака “Осень золотая” также посвящены этой поре. В обоих произведениях рассказывается “об осени первоначальной” – “золотой”

осенней поре. Однако у Ахматовой это описание занимает лишь часть произведения – для нее это одна из “трех осеней”. Пастернак же посвящает этой поре все стихотворение.
Итак, как видят поэты “золотую осень”? Ахматова посвящает ей две строфы:
И первая – праздничный беспорядок
Вчерашнему лету назло,
И листья летят, словно клочья тетрадок,
И запах дымка так ладанно-сладок,
Все влажно, пестро и светло.
И первыми в танец вступают березы,
Накинув сквозной убор,
Стряхнув второпях мимолетные слезы
На соседку через забор.
И у Пастернака мы наблюдаем похожие образы. Так, у обоих
поэтов встречается образ березы как символа России (“Лик березы – под фатой Подвенечной и прозрачной”); описание листопада (“Так бушует, что ни шаг, Под ногами лист древесный”); акцент на буйстве природных красок (“Как на выставке картин: Залы, залы, залы, залы Вязов, ясеней, осин В позолоте небывалой”).
Таким образом, стихотворение Пастернака более подробно и детально раскрывает прелесть русской ранней осени. Ахматова же описывает осень “целиком” – она выделяет в этой поре три эпохи, плавно переходящие друг в друга и закачивающиеся временной смертью, успокоением природы: “Всем стало понятно: кончается драма, И это не третья осень, а смерть”.
Схожий финал и у стихотворения Пастернака. Этот поэт приравнивает к смерти стужу:
…Древний уголок
Старых книг, одежд, оружья,
Где сокровищ каталог
Перелистывает стужа.
В образной системе стихотворения “Три осени” преобладают метафоры (“летние невнятны улыбки”; “праздничный беспорядок Вчерашнему лету назло”; “первыми в танец вступают березы”; “разграблен летний уют”; “и в волнах холодных его фимиама Сокрыта высокая твердь” и т. п.) и довольно много сравнений (“летят, словно клочья тетрадок”; “Приходит вторая, бесстрастна, как совесть, Мрачна, как воздушный налет”).
Та же картина в стихотворении Пастернака – здесь все построено на метафорах и сравнениях (“Залы, залы, залы, залы Вязов, ясеней, осин В позолоте небывалой”; “закат на их коре Оставляет след янтарный”; “И зари вишневый клей”; “Где сокровищ каталог Перелистывает стужа” – “Липы обруч золотой – Как венец на новобрачной”; “В желтых кленах флигеля, Словно в золоченых рамах”).
В плане синтаксиса у Ахматовой наблюдается обилие неполных предложений, передающих быстроту смены состояний природы: “Секунда, минута – и вот Приходит вторая, бесстрастна, как совесть…”. В стихотворении Пастернака есть повторы, акцентирующие внимание на определенных описаниях, помогающие создать единый образ (повторы с союзным словом где).
Оба стихотворения созданы при помощи перекрестной рифмовки, с чередованием мужских и женских рифм. Стихотворение Пастернака делится на катрены, у Ахматовой мы наблюдаем “вкрапление” в катрены двух строф с пятью строками.
Таким образом, стихотворение Ахматовой “Три осени” и пастернака “Осень золотая” посвящены излюбленной поэтической теме – русской осени. Пастернак любуется и восхищается золотой осенью. Ахматова признается в любви в русской осени в целом, в которой она выделяет три поры. Сравнивая эти два произведения, можно найти множество отличий. Однако есть нечто, объединяющее эти произведения, – огромная любовь ее авторов к России, к русской природе, слияние поэтов со своей родной страной и ее судьбой.



spacer
Сравнительный анализ стихотворений “Три осени” Ахматовой и “Золотая осень” Пастернака