Анализ стихотворения С. Есенина “Письмо матери”

Стихотворение “Письмо матери” написано в 1924 году. Это одно из программных произведений Сергея Есенина. Здесь поэт продолжил тему, которая была заявлена еще ранее, в стихотворении “Русь советская”. Это тема возвращения.
В 1924 году Есенин сумел посетить свою родную деревню. После долгих лет разлуки он наконец-то встретился с матерью и любимыми сестрами. Эта встреча не могла не выразиться в стихах, ведь лирику Сергея Есенина отличает единство проблематики. Все его творчество сосредоточено на изображении драматической судьбы личности

в переломную эпоху, представляя своего рода лирический роман, сюжетом которого поэт сделал свою биографию, превратив ее в историю “поэта Сергея Есенина”. Более полно Есенин описывает эту встречу со своими родными в стихотворении “Возвращение на Родину”.
Стихотворение “Письмо матери” написано в жанре послания. Этот жанр широко использовался русской классической литературой (например, Пушкин “К Чаадаеву”), но никогда этот жанр не был так нежно и просто выражен. Но самое главное, что никогда послания не были настолько похожи на настоящее письмо. Объясняется это тем, что это стихотворение обращено
самому родному человеку, поэтому все произведение написано в очень доверительной манере. Помогает поэту создать особое настроение точно и правильно подобранная лексика.
Так в стихотворение введены просторечия:
Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто ходишь на дорогу
В старомодном ветхом шушуне…
Или в другом четверостишии: “Это только тягостная бредь”.
Также легко и непринужденно Есенин использует вульгаризмы и жаргонизмы, что говорит о том, что и та, и эта лексика привычна поэту:
Будто кто-то мне в кабацкой драке
Саданул под сердце финский нож…
Не такой уж горький я пропойца…
Как уже говорилось, стихотворение написано в доверительной манере, и для него характерны формы разговорного синтаксиса:
Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Присутствуют здесь обращения: “Ты жива еще, моя старушка?”; призывы: “…ничего, родная! Успокойся”; восклицания: “…и молиться не учи меня. Не надо!”.
“Случайный” выбор слов, а также эти синтаксические приемы создают впечатление безыскусственного разговора. А когда герой говорит о доме или вспоминает яблоневый сад, в стихах появляется метафорическое олицетворение:
Я вернусь, когда раскинет ветви
По-весеннему наш белый сад.
Эпитеты:
Пусть струится под твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет…
Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом.
Вместе с тем, в стихотворении присутствует синтаксис и фразеология высокого книжного стиля:
К старому возврата больше нет.
Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет.
Благодаря перебоям двух стилевых планов, интимная беседа становится напряженным лирическим монологом, житейский факт приобретает общезначимость, простые человеческие ценности вырастают в символы высокого и прекрасного. Анафорический повтор (“ты одна мне…”) усиливает экспрессию всей фразы, которая звучит еще более печально.
В стихотворении “Письмо матери” выражена надежда на то, что преодоление раздирающих душу противоречий возможно через соприкосновение с исконным, вечными святынями: отчим домом, материнской любовью, красотой природы.
Я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом.
Но в стихотворении звучит и тревожная нота: надежда лирического героя несостоятельна. Причина этому – он сам, утративший способность управлять своей судьбой:
Слишком раннюю утрату и усталость
Испытать мне в жизни привелось…
Здесь звучит намек на то, что в жизни поэта происходили большие и не всегда для него приятные события. Жизнь, по-видимому, сложилась не так, как хотелось. Отсюда такая боль и горечь, прозвучавшая в следующих строках:
Не буди того, что отмечталось,
Не волнуй того, что не сбылось…
И фраза поэта – “к старому возврата больше нет” – звучит как завершающий аккорд молодости и мечтаний.
Лирический герой стихотворения “Письмо матери” покоряет нас той стороной своей натуры, которую сам назвал “нежностью”. Гораздо легче говорить о любви к человечеству, чем быть чутким к людям, которые тебя окружают (родителям, сестрам, братьям, друзьям…). И как же часто мы бываем черствы по отношению к самым близким, в особенности, к родителям.



spacer
Анализ стихотворения С. Есенина “Письмо матери”