В последней трети 18 века в русской литературе происходит ее сближение с жизнью. Это вызвало много художественных открытий в искусстве. В области поэзии этот процесс ярче всего отразился в творчестве Г. Р. Державина.
Всю жизнь Державин занимался государственной службой. Лишь выйдя в отставку, он полностью посвятил себя литературному творчеству, поэзии. В те же годы — с 1808 по 1816 годы — вышло пятитомное собрание сочинений Державина, подводившее итог его литературой деятельности.
Поэтическому искусству Г. Р. Державин учился у своих именитых предшественников: Тредиаковского, Ломоносова и Сумарокова. Но так уж сложилась судьба поэта, что с самых первых его шагов в поэзии наставницей ему была сама жизнь. Подтверждение тому — творчество поэта и его собственное признание:
Кто вел его на Геликон
И управлял его шаги?
Не школ витийственных содом,
Природа, нужда и враги!
К этому четверостишию Державин добавил: «Объяснение четырех последних строк составит историю моего стихотворства, причины оного и необходимость». Действительно, поэт увидел истинную природу — мир многозвучный и многоцветный, в его вечном движении и изменениях, безгранично раздвинул рамки поэтического (от самых высоких сюжетов до бытовых подробностей).
Богатая жизненная школа помогла Державину увидеть тяжелейшие условия, в каких пребывал народ, злоупотребления властью помещиков и страшный разбой администрации. Державин не был противником самодержавия, но смело выступал против тех, кто не уважал закон. Врагами поэта становились те, кто забывал общественное благо и интересы народа, предавшись праздной дворцовой жизни.
Державин видел продажность сильных мира сего, открывших дорогу «злодейству и неправде». В своем стихотворении «Властителям и судьям» он призвал на их головы страшную кару:
Воскресни, боже! Боже правых!
И их молению внемли:
Приди, суди, карай лукавых,
И будь един царем земли!
Вместе с тем острый взгляд Державина-поэта помог ему увидеть, оценить красоту простых людей, воспеть красоту крестьянских девушек:
Как сквозь жилки голубые
Льется розовая кровь,
На ланитах огневые
Ямки врезала любовь…
Нужно отметить, что Державин внес в свою поэзию личностное начало, внес себя. Художественные открытия Г. Р. Державина обогатили русскую поэзию и преобразовали ее. Вот почему наследие этого поэта не уходит из нашей жизни, как не уходит в прошлое его лирика.