Главным жанром русской поэзии 18 века является ода. Хрестоматийными считаются оды М. В. Ломоносова “На день восшествия на престол императрицы Елизаветы…” (1747) и Г. Р. Державина “Фелица”. Оба этих произведения воспевают русских императриц, однако они резко отличаются друг от друга.
Так, Ломоносов в своей оде создает величественный образ императрицы-“небожительницы” (“Душа ее зефира тише, И зрак прекраснее рая”), вершительницы судеб целого народа. Елизавета предстает здесь как великая миротворица (“Мне полно тех побед, сказала, Для коих крови льется ток”).
Главной заботой этой императрицы является благополучие и процветание собственного народа:
Я россов счастьем услаждаюсь,
Я их спокойством не меняюсь
На целый запад и восток.
Ломоносов считает, что Елизавете уготована великая миссия – быть продолжательницей реформ своего великого отца. Поэт восславляет царицу как покровительницу отечественной науки и искусства, поборницу просвещения.
Таким образом, в оде Ломоносова мы видим идеализированный образ императрицы, созданный
Целью своей оды Ломоносов считал не только прославление Елизаветы, но и донесение до царицы программы развития государства, направленной на сотрудничество с другими странами, развитие науки и просвещение.
Ода Державина “Фелица” написана в другом ключе. В ней мы слышим иронические и сатирические ноты, которыми насыщено описание светского общества, придворных императрицы Екатерины Второй.
Основной задачей своего произведения Державин считает разоблачение двора императрицы, выведенного в образе ленивого и сладострастного “мурзы”:
А я, проспавши до полудни,
Курю табак и кофе пью;
Преобращая в праздник будни,
Кружу в химерах мысль мою…
Именно развратных придворных поэт считает той силой, которая тормозит все реформы, не позволяет в полной мере развиваться стране.
Полной противоположностью двору предстает в оде сама Екатерина. Как и Ломоносов, Державин создает идеализированный портрет императрицы (Екатерина – “собрание добродетелей”): “Тебе единой лишь пристойно, Царевна! свет из тьмы творить…”.
Но в “Фелице” мы видим не небожительницу, а реального человека, правителя и женщину:
Мурзам твоим не подражая,
Почасту ходишь ты пешком,
И пища самая простая
Бывает за твоим столом…
Таким образом, ода Ломоносова рисует нам идеализированный образ императрицы, ничего общего не имеющий с реальным образом Елизаветы Петровны. Главная задача произведения Ломоносова – донести до императрицы программу развития страны, направить Елизавету на “нужный путь”.
“Фелица” Державина по-иному изображает императрицу Екатерину. Поэт создал образ реальной женщины – царицы и человека. Своей основной задачей Державин видел критику придворных Екатерины, которые являются основной “развращающей” силой страны.