Тенденцией культурного сознания XIX века было освоить противоречивость жизни со всей возможной полнотой, мужественно и честно принимая самые острые вопросы и нерешенные проблемы. А самое главное — не удовлетворяться приблизительными ответами. Все это в полной мере нашло отражение в творчестве Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого.
Но не менее актуальна и иная тенденция — потребность современного человека найти в сложном и меняющемся мире стабильные ориентиры, стремление опереться на что-то простое и ясное. Эти попытки «укоренится», найти опору для нравственной жизни и отражены в комедии Антона Павловича Чехова «Чайка».
История написания «Чайки» — насколько можно судить по записным книжкам — показывает, что в начале черновые заметки группировались вокруг Треплева, его бунта против засилья рутинеров в искусстве. Но вскоре другие персонажи, с которыми сталкивался молодой художник, обретают самостоятельность, выходят из окружения главного героя и образуют новые центры, новые «очаги» сюжета. И в конце концов полностью укореняется образ чайки, который станет настолько главным, что затмит собой всех героев.
У Чехова в пьесе исследуется только человек и его душа, его совесть, его идеалы, его понимание жизни, его чувства. Отсюда и понимание смысла названия пьесы: «Чайка» — одинокая, несчастная птица, обреченная непрестанно с криком кружить над водой. Из-за этой духовной ущербности возникают все беды героини — чайки.
Символично заглавие пьесы. Всем известно, что у художников слова заглавия находятся в тесной связи с объектом изображения, с конфликтом, сюжетом, центральной ситуацией, героями, с формой повествования, с господствующей в этом произведении авторской интонацией.
Мы с детства привыкли к Чеховским заглавиям и порой не замечаем, что уже в них не только обозначен объект изображения, но и дана неоднозначная авторская оценка. В интонации Чеховских заглавий выражается отношение писателя к изображаемому в произведении.
Что такое чайка в одноименной пьесе Чехова, какое место этот образ занимает в произведении? Чайка — это убитая Треплевым из ружья птица и записанный Тригориным сюжет для небольшого рассказа. Это и сама Нина, сначала соединившая себя с образом убитой чайки, а затем нашедшая свою дорогу. Это в какой то мере и Треплев, вначале мечтавший о большой любви и славе, а в конце застреливший себя из того же ружья, из которого он когда — то убил чайку. Это и обобщающая идея пьесы, порыв в будущее. Таким образом, чайка проходит лейтмотивом через всю пьесу, соединяет в себе все образы произведения, дополняя их или окончательно зашифровывая.
Этот образ-мотив содержит заряд всеобъемлющего чувства — трагически-напряженного, философского и глубокого. Под воздействием его «силового поля» одни персонажи становятся крылатыми, музыкальными, другие — бескрылыми, прозаическими.
Образ Чайки восходит к народно-поэтическим представлениям о душе белой и черной, крылатой и бескрылой, живой и погибшей, вместилищем которой служит чайка, любая вольная птица.
Образ вольной птицы — символ свободы человека, выражение протеста против гнетущей действительности, намек на силу или слабость, незащищенность страдающей личности.
Но Чайке также неизменно сопутствует и образ воды: у Чехова — озеро. Как указывается в энциклопедии «Мифы народов мира», вода — одна из фундаментальных стихий мироздания. В самых различных языческих верованиях вода — первоначало, исходное состояние всего сущего, эквивалент первобытного хаоса. Вода — это среда, агент и принцип всеобщего зачатия. Вода как «влага» вообще, как простейший род жидкости выступил элементом всех жизненных «соков» человека. С мотивом воды как первоначала соотносится значение воды для акта омовения, возвращающего человека к исходной чистоте. И ритуальное омовение — как бы второе рождение. В сознании любого человека вода ассоциируется с жизнью, с чем-то чистым, с омовением при крещении. Вероятно поэтому нашу героиню — чайку так манит к себе вода.
Нина Заречная, появляясь впервые на сцене, говорит Треплеву: «…меня тянет сюда к озеру, как чайку…мое сердце полно воли…». Нину тянет к воде, которая способна смыть, очистить грязь не только с тела, но и с души, дать новых сил, возродить духовно.
В финале героиня снова приходит к воде. Нина снова приходит к озеру, к Треплеву и снова — сбиваясь и путаясь в словах — сравнивает себя с чайкой: «Я — чайка». В сущности, действия пьесы развертываются между двумя приходами Нины-чайки к озеру.
«Отчего люди не летают? …» — говорит Катерина из «Грозы». Героиня «Чайки» также собралась взлететь на крыльях любви, но обломала их. С чайкой сравнивает себя Чеховская Нина Заречная, с чайкой, убитой равнодушной рукой. Так встал образ вольной птицы в произведении русского драматурга, птицы, поднявшейся над бытом и погубленной физически и морально.