Новаторство А. П. Чехова-драматурга в пьесе «Вишневый сад»

«Чехов… уточнил и углубил наши знания о жизни вещей, звуков, света на сцене, которые в театре, как и в жизни, имеют огромное влияние на человеческую душу».
К. С. Станиславский.
В истории русской драматургии Антон Павлович Чехов является не только выдающимся драматургом — автором пьес «Три сестры», «Чайка», «Дядя Ваня», но и драматургом-новатором. Особенно ярко эта сторона его творчества проявилась в комедии «Вишневый сад», вышедшей в 1903 году, на самом рубеже веков, когда не только общественно-политический мир,

но и мир искусства начал ощущать необходимость изменений, появления новых художественных приемов, сюжетных композиций и образов.
При создании этой пьесы писатель отталкивался от мысли, что искусство нужно приближать к реальности, ведь в настоящей жизни люди не так часто беспамятно влюбляются, дерутся и стреляются, как это происходит в современных произведениях. Гораздо чаще они просто разговаривают и пьют чай, и именно в это время разбиваются их сердца, строятся или разрушаются судьбы.
Опираясь на эту идею, Чехов в «Вишневом саде» создает очень простую событийную фабулу и явно ослабленную авторскую сюжетную
линию, потому что для него сюжет — жизнь Россия и ее путь, а фабула — лишь сцепление событий, создающих историю. Драмы в обычном понимании, то есть активной борьбы героев с препятствиями, в пьесе также нет. Отсутствует и эффектная, яркая развязка. В конце «только слышно, как далеко в саду топором стучат по дереву». Сам драматург в одном из писем к Станиславскому отмечал, что в пьесе «нет ни одного выстрела». Она держится не на сюжетной интриге, а на внутреннем настроении, создаваемом совокупностью всех художественных средств.
Композиция пьесы отличается аскетической простотой и стройностью. Сцена в первом действии, где Лопахин сообщает об угрозе, нависшей над вишневым садом,- это экспозиция. Во втором действии драматизм нарастает, почти физически чувствуется приближение катастрофы. В третьем действии, где рассказывается об удачной продаже сада, — мы наблюдаем кульминацию. Четвертое действие представляет собой развязку. При этом последний акт последнего действия довольно необычен по своей структуре. Резкий спад возвращает героев в обычную спокойную колею. Будничное течение жизни продолжается. Чехов отказывается от прямой событийной развязки, потому что в реальной жизни завершения человеческих историй не заканчиваются, они текут рекой через века, беря истоки в прошлом и уходя в необозримый горизонт будущего. Именно по этой причине первый акт четвертого действия выглядит как эпилог, а последний — больше как пролог нового произведения.
Новаторство Чехова отражается еще и в необычном жанровом определении «Вишневого сада». Автор называет пьесу комедией, несмотря на присутствие в ней очевидных драма-лирических мотивов. Он считает образы Раневской, Гаева, Сименонова-Пищика типично водевильными, и поэтому говорит, что «вышла у меня не драма, а комедия, местами даже фарс». И даже М. Горький говорил, что пьесу Чехова нужно играть как «лирическую комедию».
Нетипичным для драматических произведений того времени является отсутствие главного действующего лица, вокруг которого вязались бы в узел события. Пьеса с самого начала покрывает своих героев лирической вуалью, которая размывает акценты, и смысловая нагрузка почти равномерно распределятся на всех персонажей.
Вообще, все в этом произведении, от начала до конца, окрашено лиризмом, то сентиментально-восторженным, то романтическим. Эти лирические ноты звучат прежде всего в речах персонажей. Раневская входит в дом и, едва переступив порог, сквозь слезы, обращается к своей комнате: «Я не могу усидеть, не в состоянии… Я не переживу этой радости… «. А через несколько минут, охваченная тем же чувством любви к своей усадьбе, она снова, смеясь от радости, вспоминает детскую и «белый сад». Иначе, но тоже с внутренней чувствительностью звучит речь Трофимова. В конце второго действия, говоря о будущем страны, он страстно призывает: «Вперед! Мы идем неудержимо к яркой звезде, которая горит там, вдали! Вперед!»
Автор стремится также показать широкий социальный фон происходящих событий и для этого вводит большое количество внесценических персонажей. Все люди, которые когда-либо были связаны с имением, такие как отец Лопахина, родители Раневской и ее покойный сын, окружают реально действующих персонажей и влияют на их жизнь. Например, нелюбимая тетушка-графиня, к которой собираются обращаться за деньгами.
При этом не стоит забывать, что в своей пьесе Антон Павловича Чехов очень большое внимание уделил не только героям и их переживаниям, но и всему ансамблю сценических средств как совокупности того, что зритель видит на сцене. Зрительные эффекты в «Вишневом саде» создаются в основном при помощи пейзажа. Таковы майские «белые цветы» и восходящее холодным утром солнце. Не менее важную роль играют акустические детали: упавший «точно с неба звук лопнувшей струны, замирающий и печальный», тихая музыка и стук топора. Особенно важную роль играют глухие удары по стволам деревьев: они несут гибель вишневому саду, символизирующему не только дворянское гнездо, но всю патриархальную Россию.
Естественно, что новаторские идеи Чехова в то время были понятны далеко не всем. Автор долго пытался объяснить актерам и режиссерам, что его пьеса — это комедия, а не драматическая трагедия.
В наши дни мы уже, конечно, осознаем, что именно художественное своеобразие пьесы «Вишневый сад» делает последнее творение А. П. Чехова таким интересным и актуальным, и понимаем, почему же ее автора называют одним из основоположников «нового театра».



spacer
Новаторство А. П. Чехова-драматурга в пьесе «Вишневый сад»