Каково значение образа Настасьи Филипповны в раскрытии образа князя Мышкина? (По роману Ф. М. Достоевского “Идиот”)

Федор Михайлович Достоевский принадлежит к числу великих русских писателей – реалистов XIX века. Наследие Достоевского неизменно привлекает к себе внимание специалистов различного профиля – не только литературоведов, но и философов, юристов, психологов, психиатров. В одном из писем Достоевский признавался, что его “давно уже мучила… идея изобразить вполне прекрасного человека”, и тут же прибавляет: “Труднее этого, по-моему, быть ничего не может, в наше время особенно…”.
В романе “Идиот” автор создает образ положительного

героя, противостоящего жестокому и грязному миру хищников и честолюбцев, меркантильности, бесчеловечности окружающего общества.
Наивную детскость и духовное смирение Мышкина Достоевский противопоставил мечущимся в противоречиях, страдающим, “дисгармоничным” героям романа. Отзывчивость Мышкина к чужому страданию и горю, его братское отношение ко всем людям, независимо от их состояния и общественного положения, ставят героя нравственно выше окружающих людей и делают их судьей и учителем.
Мышкин сам перенес много страданий, психическую болезнь, одиночество, поэтому он острее воспринимает страдания
других. Нравственная сила Мышкина, его душевная чистота, бескорыстие, доброта и сочувствие к чужим страданиям делают его неоспоримым авторитетом для многих “хищников”, а в большей степени для измученной и потерявшей веру в людей Настасьи Филипповны. Во имя ее спасения Мышкин жертвует собственным счастьем, счастьем любимой девушки. Поэтому неудивительно, что образ Настасьи Филипповны в раскрытии характерных качеств князя Мышкина играет огромную роль. Что же это была за женщина, каково ее значение в судьбе главного героя?
Настасья Филипповна – это образ гордой, благородной, страдающей женщины, жертвы лицемерия и бесчеловечности окружающего мира. Она обладает замечательной красотой, физической и духовной: “с такой красотой можно мир перевернуть”. И, вместе с тем, она глубоко несчастна, ее женская честь поругана, она оскорблена морально развращенным и циничным обществом.
Ее красота становится предметом гнусного торга. С самого детства Настасья Филипповна является жертвой развращенного эгоиста, богатого барина Тоцкого, воспитавшего для себя из маленькой девочки, поразившей его своей красотой, любовницу.
Настасья Филипповна бросает вызов буржуазно-дворянскому обществу, ничтожеству и пошлости его интересов, лицемерию и ханжеству его представителей, которые втихомолку грешат против ими же защищаемой “морали”. Трагизм положения героини усугубляется тем, что она презирает и ненавидит всех этих карьеристов, циничных дельцов, которые гоняются за наслаждениями и видят в женщине лишь предмет своих неизменных вожделений. И, в то же время, Настасья Филипповна не находит выхода – она вынуждена жить по законам общества, ее воспитавшего. Поэтому она мечется, мучительно переживает свое падение, переходит от презрения и ненависти к отчаянию.
В образе Настасьи Филипповны Достоевский выразил свою излюбленную идею об искажении и поругании в обществе красоты, женского достоинства, человеческой личности, враждебности этого общества всему прекрасному и благородному.
Именно поэтому очень важно рассмотреть взаимоотношения князя Мышкина и Настасьи Филипповны. Это два очень разных человека, сыгравших в жизни друг друга немаловажную роль. Отношения их необычайно сложны и противоречивы. Они любят друг друга и, в то же время, мучают себя, приносят свое чувство в жертву кажущегося благополучия другого.
Но, несмотря на явное самопожертвование героя, гибнет Настасья Филипповна из-за дикой ревности Рогожина, унижена и разбита жизнь Аглаи – всех тех, кто наиболее тесно связан с Мышкиным. Вольно или невольно Достоевский показал бессилие христианского непротивления и всепрощения (в образе Мышкина) злу (в образе Настасьи Филипповны, живущей по законам безнравственного общества, хотя и не по своей воле). А также – неустрашимость социальной несправедливости и человеческих страданий путем проповеди смирения и нравственного самоусовершенствования.
Во всем облике Мышкина, при всей его внутренней мягкости и моральной чистоте, сохраняется нечто житийное, “не от мира сего”. Именно в этом и заключается роль образа Настасьи Филипповны – показать несостоятельность позиции князя Мышкина. Именно поэтому он никого не спасет и заканчивает возвратом в будущее.
Да и мог ли он спасти Настасью Филипповну? Своей нравственной чистотой он лишь оттянет безнравственность поведения девушки и наоборот. Образец Настасьи Филипповны необходим в произведении для того, чтобы выявить “слабые стороны” князя Мышкина. Ему не хватает определенной “приземленности”, он многого не понимает в окружающей его действительности, поэтому лучшее, что ему остается, – “уйти в будущее”.
Человеку высоких нравственных идеалов не место среди “хищного, развратного общества. Если красота Настасья Филипповна “не спасла мир”, то пассивный гуманизм Мышкина здесь бессмыслен.



spacer
Каково значение образа Настасьи Филипповны в раскрытии образа князя Мышкина? (По роману Ф. М. Достоевского “Идиот”)