Автор в пьесе А. П. Чехова “Вишневый сад”

Как известно, драма – тот род литературы, где роль автора в произведении сведена к минимуму (ремарки), а на первый план выходят персонажи, их слова и действия. Но мы понимаем, что всем этим “действом” управляет автор, только обнаружить его присутствие иногда бывает весьма непросто.
Так, в пьесе Чехова “Вишневый сад” автор проявляет себя, прежде всего, в развитии внутреннего конфликта произведения. Чехов размышляет о том, что делает с человеком время, в какие отношения вступает он с этой неуловимой и беспощадной силой.
Линию

“настоящего времени” в пьесе ведет один персонаж – Лопахин. С его реплики: “Который час?” – начинается действие. Он контролирует время, о чем свидетельствует постоянная авторская ремарка “(Смотрит на часы)”.
Все остальные персонажи в первом действии пребывают в некоем пограничном состоянии – между сном и явью. Они вспоминают прошлое, которое для них оказывается большей духовной реальностью, нежели настоящее.
Элегический тон первого действия, как бы опрокинутого в прошлое, сменяется философским диспутом о “гордом человеке”. Место спора – поле у заброшенной часовни, время – перед
заходом солнца. Этот эпизод проясняет, что бегство из настоящего в будущее чревато не менее страшными последствиями, нежели погружение в прошлое. Внимая Пете Трофимову, пророчествующему о будущих путях человечества, герои не слышат предупреждения Лопахина, развивающего заявленную в первом действии тему времени: “Надо окончательно решить, – время не ждет”.
“Настоящее время” требует не восклицаний, а поступков и решений, однако чеховские герои на них не способны. В этом смысле Петя Трофимов близок Гаеву и Раневской. Нелепость их положения в том, что они утратили чувство настоящего.
Кроме того, сама неспособность персонажей к сильным чувствам прямо зависит от их отношений со временем. Привязанности одних остались в прошлом (сюжетная линия Раневская – парижский любовник), другие по пути в будущее растеряли человеческие качества (“Мы выше любви”, – провозглашает Петя Трофимов). Примечательно, что практически все чеховские герои не знают любви.
Третье действие – встреча с настоящим, сопротивляться которому бессмысленно. Эмоциональный тон “бала некстати” передает нервный ритм и стремительную скорость уходящей жизни. Победный возглас нового хозяина – “Вишневый сад теперь мой!” – обнаруживает комизм и нелепость притязаний человека, считающего, что можно остановить время и заключить его в рамки настоящего. Впрочем, в монологе Лопахина зазвучала и неожиданная для него тема: “Я сплю, это только мерещится мне, это только кажется…” Интуитивно он чувствует иллюзорность своей победы: “О, скорее бы все это прошло, скорее бы изменилась бы наша нескладная, несчастливая жизнь”.
Четвертое действие в пьесе наиболее динамично. Ход времени ускорился: счет идет на минуты. Лопахин объявляет: “Господа, имейте в виду, до поезда осталось всего сорок шесть минут!…. Поторапливайтесь”. Раневская живет как будто в ином временном измерении: “Я посижу еще одну минутку”. В этой “минутке” для героини – вся ее прошлая жизнь: “Моя жизнь, моя молодость, счастье мое, прощай!.. Прощай!..”
Внутренний сюжет пьесы описывает то, что не случилось, не произошло. Что значит утрата имения по сравнению с прожитой жизнью, которую “не заметил”, словно и не жил. Ситуация встреч в доме и прощаний в бесконечности отражается в глубинном конфликте пьесы – это вечный конфликт человека с уходящим временем. Таким образом, время стало не только сюжетообразующим фактором, но и неуловимой материальной опорой философского подтекста пьесы.
Особая природа конфликта потребовала от Чехова новых способов организации сценического действия. Огромную роль в “Вишневом саде” играют настроения героев, их чувства, порой неосознанные мысли. Чехова интересуют переживания героев, не декларируемые ими в монологах. Эти переживания проявляются в “случайных” репликах и уходят в подтекст – “подводное течение” пьесы.
Подтекст – источник важнейших психологических характеристик героев. Например, Гаев болтлив, беспечен, легкомыслен. Аура тонкого юмора и щемящей грусти окружает этого человека. Лейтмотивная жестовая ремарка – “кладет в рот леденец” – в контексте разговора о судьбе имения проявляет в герое серьезный внутренний конфликт с жизнью, которой Гаев боится.
Или, благодаря подтексту, мы понимаем, что Варя никогда не выйдет замуж за Лопахина. Диалог персонажей во втором действии после появления Прохожего, построенный на несовпадении словесного и подразумеваемого смысла реплик, раскрывает это в полной мере. Сравнение Вари с Офелией, которой придется “уйти в монастырь”, уже в начале пьесы проясняет нам ее судьбу:
“Варя (сквозь слезы). Этим, мама, шутить нельзя.
Лопахин. Охмелия, иди в монастырь…
Гаев. А у меня дрожат руки: давно не играл на бильярде.
Лопахин. Охмелия, о нимфа, помяни меня в твоих молитвах!”
Чеховские персонажи, как правило, раскрываются не в поступках, а в монологах-самохарактеристиках. Нюансы, возникающие в этих монологах, Чехов подчеркивает стилевой разноплановостью отдельных реплик. Эмоциональный “сбой” обычно обозначается авторской ремаркой, уничтожающей однозначность эмоции, демонстрирующей несовпадение явной и скрытой тем высказываний: “Любовь Андреевна. А я вот, должно быть, ниже любви. (В сильном беспокойстве.) Отчего нет Леонида?”.
Признания героев – одна из множества возможных точек зрения на них, которой автор не ограничивается. Представление о каждом герое возникает на пересечении различных точек зрения, выраженных в их собственных монологах, в оценках героев другими действующими лицами, а также в авторских комментариях, содержащихся в ремарках: “Любовь Андреевна. “Я выше любви!” Вы не выше любви, а просто, как вот говорит наш Фирс, вы недотепа. В ваши годы не иметь любовницы!.. ” – “Аня (смеясь). Петя с лестницы упал! (Убегает.)”
Главным героем своей пьесы Чехов делает не кого-то из персонажей, а “неодушевленный предмет” – вишневый сад. Именно через отношение к саду, ставшему символом загубленной красоты, раскрывается каждый из героев пьесы, проявляется мнение самого автора.
Таким образом, в пьесе Чехова “Вишневый сад” автор проявляет свое отношение к происходящему через ремарки, связанные с подтекстом произведения и обозначающие “истинное положение вещей”, через развитие внутреннего сюжета и конфликта, через определение главного героя комедии – символического образа вишневого сада.



spacer
Автор в пьесе А. П. Чехова “Вишневый сад”