Поэма Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» была написана в 1863 году. Над этой поэмой автор работал до конца своей жизни, но не закончил ее. Некрасов очень сожалел об этом. Вся поэма проникнута бесконечной любовью автора к родному народу, к родной земле. Поэт ярко раскрывает перед нами целую эпоху жизни крепостных крестьян, их мысли, чувства и борьбу против угнетающего их мира помещиков и буржуазии.
В поэме Некрасов показывает искателей истины — семерых мужиков, которые решили:
В домишки не ворочаться,
Не видеться ни с женами,
Ни с малыми ребятами,
Ни стариками старыми,
Покуда делу спорному
Решенья не найдут.
Они хотели узнать:
Кому живется весело,
Вольготно на Руси?
Искателей истины в поэме много. Это, например, Яким Нагой. Он пахарь:
Грудь впалая, как вдавленный,
Живот, у глаз, у рта
Излучены, как трещины
На высохшей земле,
И сам на землю-матушку
Похож он; шея бурая,
Как пласт, сохой отрезанный,
Кирпичное лицо,
Рука — кора древесная,
А волосы — песок.
Ему приходилось сидеть в тюрьме за то, что защищал мужиков. И он, не сломленный ни своим положением, ни изнурительным трудом, едет в город за справедливостью.
Но Яким Нагой был нравственно развитый человек. Он любил искусство. Яким купил много картинок и повесил у себя в доме. Однажды его дом загорелся, так Яким все картинки стал снимать со стены. Так и сгорел его дом. Можно заметить, что уже в то время у простых людей появляется любовь к прекрасному, к искусству.
Искателем истины является и Савелий. За убийство управляющего он двадцать лет провел на каторге. Но он не смирился с таким положением народа и верит в него:
Покамест тягу страшную
Поднять-то поднял он,
Да в землю сам ушел по грудь
С натуги! По лицу его
Ни слезы — кровь течет!
Савелий разочаровывается, что вся сила его ушла по мелочам. Сначала Савелий верил в доброго царя и божью помощь. Но потом он понял, что надо по-другому бороться с крепостничеством. Но Савелий умирает от безнадежности крестьянского положения.
В главе «Счастливые» Некрасов показывает Якова, который служил лакеем у барина. Яков считает себя счастливым, потому что был у барина «любимым рабом», допивал вина из барских бо калов. Только и было у Якова радости барина холить, беречь, ублажать. Всю жизнь Яков услуживал барину, в то время, как он издевался над ним. Но когда барин забрал в солдаты племянника своего слуги, у которого была невеста, то Яков не выдержал и отомстил своему хозяину своей смертью. Хотя Яков был рабом, но все-таки способен был протестовать.
Семь мужиков поняли, что всем крестьянам живется плохо:
Эй, счастие мужицкое!
Дырявое с заплатами,
Горбатое с мозолями,
проваливай домой!
Искателем истины можно назвать Ермила Гирина. Он правдой служил народу. Был писарем. Лишней копейки с народа не возьмет. Но его выгнали. И вот однажды надумался он купить мельницу. Долго торговался он с купцом Алтынниковым. Нужен был задаток — тысяча рублей, а у Гирина таких денег не было. Тогда он вышел на базарную площадь и попросил народ помочь ему. Все люди, чем могли, тем помогли. Крестьяне верили в честного мужика.
Уж сумма вся исполнилась,
А щедрота народная Росла:
«Бери, Ермил Ильич, Отдашь, не пропадет!»
В главе «Последыш» князь Утятин как хотел, так и издевался над людьми, например, заставлял сушить сено, когда оно было сухое. Крестьяне подчинялись князю лишь потому, что наследники им за это обещали заливные луга. Но нашелся такой мужик Агап Петров, который выступает против крестьянства, но и погибает в этой борьбе.
В легенде «о двух великих грешниках» Некрасов показывает разбойника Кудеяра. Кудеяр хотел искупить свои грехи. Для этого ему надо было срубить могучий дуб. Тут как раз проезжал пан Глуховский, который любил издеваться над крестьянами и ценил только золото. Кудеяр вонзил нож в грудь пана. Тогда и упало дерево.
Некрасов показывает в своей поэме народных заступников. Один из них — Гриша Добросклонов. Гриша с ранних лет проникся любовью к своему народу. Гриша выбирает дорогу революционера, борца за народное счастье.
Ему судьба готовила
Путь славный, имя громкое
Народного заступника,
Чахотку и Сибирь.
Иди к униженным,
Иди к обиженным —
Там нужен ты.
Изучая жизнь народа, Некрасов жаждет увидеть те черты, которые говорят о пробуждении народного сознания.