Русский национальный характер в изображении Некрасова в поэме “Кому на Руси жить хорошо”

Н. А. Некрасов занимает особое место в истории русской литературы. Он является создателем собственной “некрасовской” школы. В своей поэзии Некрасов отразил существенные особенности своего времени и оказал значительное влияние на общественную атмосферу его современности.
В центре творчества этого поэта лежит судьба простого крестьянина и русского народа в целом. Ярким подтверждением тому является поэма “Кому на Руси жить хорошо”. Это произведение писалось на протяжении четырнадцати лет, с 1863 по 1877 годы, но не было закончено.

Сам Некрасов говорил, что он собирал ее “по словечку в течение двадцати лет”. “Я задумал изложить, – писал поэт – все, что я знаю о народе, все, что мне привелось услыхать из уст его…”.
Главный герой поэмы – русский народ. Он показан как носитель лучших черт русского национального характера. В своей поэме автор стремился к созданию обобщенного образа русского народа. Он создан благодаря всем персонажам поэмы. Это и центральные герои (Матрена Тимофеевна, Савелий, Гриша Добросклонов, Ермила Гирин), и эпизодические (Агап Петров, Глеб, Вавила, Влас, Клим и другие), и “многоголосье” толпы (глава “Пир
на весь мир”).
На первый план Некрасов выводит натуры героические. Это, прежде всего, Матрена Тимофеевна и Савелий. О них рассказывается в части “Крестьянка” – единственной части в поэме, которая написана от первого лица. Этим автор подчеркивает исключительность Матрены Тимофеевны, а также то, что ее голос – это голос самого народа. Поэтому героиня очень часто поет народные песни. Отсюда “Крестьянка” – еще и самая фольклорная часть поэмы, полностью построенная на народно-поэтических образах и мотивах.
Корчагина – одна из кандидатов в “счастливые”, которых ищет автор и герои поэмы. Но ее судьба тяжела и трагична, так же, как и судьба почти всех русских крестьянок: “Не дело – между бабами Счастливую искать!..”. Счастливой Матрена Тимофеевна чувствовала себя только до замужества. Ей выпало счастливое и беззаботное детство. С пяти лет ее начали приучать к посильному труду (“отцу носила завтракать, утяточек пасла”, “сено ворошила” и так далее):
Так к делу приобыкла я…
И добрая работница
И петь-плясать охотница
Я смолоду была.
Еще один раз повезло в жизни Матрене Тимофеевне – ей попался добрый и любящий муж. Можно сказать, что с мужем Матрена Тимофеевна была счастлива. Но вся дальнейшая жизнь Корчагиной представляет собой сплошные беды и несчастья. Сначала у нее трагически погибает сын-первенец. По недосмотру его загрызла свинья. Потом несправедливо забрали мужа в солдаты, и семья осталась без кормильца. Позже Матрену Тимофеевну публично высекли розгами (заступилась за сына-подпаска). Но и этого судьбе показалось мало. Семья Матрены Тимофеевны еще дважды погорела, “бог сибирской язвою нас трижды посетил”. Однако, несмотря на все это, образ Матрены Тимофеевны – это героический образ. Она выстояла, вынесла все испытания. Корчагиной удалось спасти сына от плетей, мужа от солдатчины. Она сохранила собственное достоинство, силу, которую вкладывает в работу. Недаром в начале “Крестьянки” эта героиня показана как часть самой природы, в самую благодатную ее пору – сбора урожая:
… Пора чудесная!
Нет веселей, наряднее,
Богаче нет поры!
Несмотря на все трудности, Матрена Тимофеевна сохранила великую любовь к людям. И про нее Некрасов говорит:
В рабстве спасенное, сердце свободное,
Золото, золото, сердце народное.
Но эти слова в полной мере могут относиться и к другому герою поэмы – “Савелию, богатырю святорусскому”. Он сам считает свою жизнь праведной и счастливой. Этот “счастливец” двадцать лет провел на каторге. Пострадал он за общее дело, за правду – стал зачинщиком расправы над немцом-кровопийцей Фогилем. “Клейменный, да не раб”, – с гордостью говорит о себе сам Савелий. Таким образом, свобода – одно из условий счастья в понимании русского народа. Но, помимо свободы, Савелий обладает еще многими качествами, которые позволяют считать его лучшим представителем национального характера.
Прежде всего, Савелий – это человек могучей физической силы. Но он не только богатырь тела, но и богатырь духа. В конце жизни герой уходит в монастырь и становится выразителем народной религиозности, веры в Бога русского человека. И поэтому Савелий назван именно “святорусским” богатырем. Таким образом, в конце жизни на него ложится печать святости. Но молитва старца Савелия носит земной характер:
За все страдное, русское
Крестьянство я молюсь.
Следовательно, главными особенностями народного характера, по мнению Некрасова, являются любовь к свободе, терпеливость, богатырская стойкость и выносливость, трудолюбие, энергия, доброта, щедрость, отзывчивость, любовь к природе и ко всему живому. Но, помимо всех этих положительных качеств, Некрасов видит и много отрицательных черт в русском национальном характере. Это и незрелость народного сознания (Клим Лавин), тяготение к добровольному холопству (Ипат), узость мышления (Сидор), склонность к предательству (Глеб).
В результате автор рисует противоречивый образ русского народа, сочетающий в себе протест и пассивность, упорство и мягкотелость, решимость и долготерпение. Вот и получается, что
Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и могучая,
Ты и бессильная,
Матушка-Русь!



spacer
Русский национальный характер в изображении Некрасова в поэме “Кому на Руси жить хорошо”