Владимир Владимирович Маяковский — поэт, который всегда откликался на события современности. Для него не было тем, на которые бы не могла откликнуться поэзия. Все было предметом его внимания, если способствовало процветанию Родины. В двадцатые годы бюрократизм захлестнул чиновничество, и Маяковский откликнулся на это зло стихотворением «Прозаседавшиеся».
Чуть ночь превратится в рассеет,
вижу каждый день я:
кто в глав,
кто в ком,
кто в полит,
кто в просвет,
расходится народ в учрежденья.
Сатирическое обобщение, содержащееся в этом произведении, свидетельствовало об остроте политического зрения автора, о его возросшем мастерстве. Сатирическая сила стихотворения Маяковского рождается из органического сплава реалистической жизненной ситуации с гиперболой, гротеском, фантастикой отдельных картин и образов. Обычная картина являющихся на службу в учреждения служащих — и дождь бумаг, из которых выбирают «с сотни — самые важные!» — для очередного заседания. Совещания следуют одно за другим, одно нелепее другого: театральный отдел заседает с главным управлением по конзаводу, цель другого заседания — решение вопроса о «покупке склянки чернил Гупкооперативом», наконец, уже совершенно невообразимое заседание «А-бе-ве-ге-де-е-же-зе-ко-ма». Лирический герой, добивающийся аудиенции «со времени она», искренне возмущен, его охватывает ярость. Он врывается лавиной на очередное заседание:
И вижу:
сидят людей половины.
О дьявольщина!
Где же половина другая?
У героя от этой «страшной картины свихнулся разум». И вдруг:
…спокойнейший голосок секретаря:
«Она на двух заседаниях сразу.
В день
заседаний на двадцать
надо поспеть нам.
Поневоле приходится раздвояться».
Бессмысленность и беспросветность этой суеты особенно остро и убедительно подчеркивается этой фантастической картиной, возникшей из просторечного оборота «не разорваться же». Стихотворение заканчивается лирическим выводом, точным и убедительным:
О, хотя бы
еще
одно заседание
относительно искоренения всех заседаний!
Близким к тематике этого произведения является и стихотворение «О дряни». В центре его образ мещанина, втершегося в советское учреждение и заботящегося только о своем благополучии. Характеристика «мрази», прямо противопоставленной настоящим героям революции, завершается фантастической картиной: будто сам Маркс с портрета поднял возмущенный голос против обывательского быта:
«Опутали революцию обывательщины нити.
Страшнее Врангеля обывательский быт.
Скорее
головы канарейкам сверните —
чтоб коммунизм
канарейками не был побит!»
Тема борьбы с обывательщиной за здоровый социалистический быт поставлена поэтом в целом ряде стихотворений.
Сатира Маяковского — один из важных составных элементов его поэзии. Особенностью ее является лирическая страстность поэта-патриота в разоблачении того, что несовместимо с представлением о высоком звании гражданина, что мешает строить новое Государство.
Утихомирились бури революционных лон.
Подернулась тиной советская мешанина.
И вылезло
из-за спины РСФСР
мурло
мещанина.
Остро и беспощадно Маяковский бичует «вечное» зло