Фантастические мотивы и ситуации в произведениях В. В. Маяковского

Мощь, сила, энергия, оригинальность и красота – все эти слова как нельзя лучше характеризуют творчество В. В. Маяковского. Этот поэт был новатором во всем: в художественных образах, языке, ритмике, приемах выразительности. Маяковского трудно читать – так непривычен глазу и уху его стиль. Но, в то же время, читать произведения этого поэта, погружаться в их мир, на грани реальности и сна, очень интересно.
В художественном стиле Маяковского можно выделить несколько основных приемов изобразительности. К ним, без сомнения, относятся гипербола,

гротеск и фантастика. Многие произведения Маяковского содержат фантастические мотивы и ситуации. Уже в ранней лирике Маяковского мы наблюдаем эту особенность. Так, в стихотворении 1913 года “Послушайте!” поэт рисует фантастическую ситуацию. Герой врывается к самому Господу Богу с просьбой оставить на небе звезды, хотя бы одну звездочку: “чтоб обязательно была звезда!” Герою жизненно необходимо знать, что на небе существуют звезды. Это знание поддерживает его, помогает чувствовать себя не таким одиноким. Звезда на небе – это путеводная звезда в жизни героя. Безусловно, это метафора чего-то светлого, искреннего,
настоящего. Мечты или идеала… В любом случае, звезда очень важна для героя. Чтобы передать всю ее значимость, а также связь этого образа с чем-то духовным, Маяковский вводит фантастическую ситуацию в свое стихотворение.
Стихотворение 1915 года “Вот так я и сделался собакой” построено на фантастическом сюжете. Лирический герой, чувствуя свое нервное, “злое” состояние, выходит на улицу: “Нервы, должно быть… Выйду, погуляю”. Но и на улице герой не может прийти в себя. Знакомые люди вызывают у него лишь раздражение. И вот постепенно он начинает превращаться в собаку. Сначала у героя появляется клык, затем – хвост, в финале он становится на четвереньки и начинает лаять. Знаменательно, что на лирического героя, непохожего на других, нападает яростная толпа:
И когда, ощетинив в лицо усища-веники,
толпа навалилась,
огромная,
злая,
я стал на четвереньки
и залаял:
Гав! гав! гав!
Воплотив в буквальном смысле слова выражение “злой, как собака”, Маяковский очень точно выразил душевное состояние своего лирического героя: его одиночество и противостояние дикой толпе.
Послереволюционное творчество В. Маяковского также насыщено фантастикой. Например, стихотворение “Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче” (1920), посвященное теме поэта и поэзии, описывает знакомство лирического героя с солнцем:
В окошки,
в двери,
в щель войдя,
валилась солнца масса,
ввалилось;
дух переведя,
заговорило басом…
Знакомство героев перерастает в теплую дружескую беседу. Они выясняют, что между светилом и поэтом очень много общего. Оба они несут свет людям, разгоняют мглу. В итоге лирический герой делает вывод:
Светить всегда,
светить везде,
до дней последних донца,
светить –
и никаких гвоздей!
Вот лозунг мой
и солнца!
Часто Маяковский использует фантастику в своих сатирических произведениях. В этом плане поэт продолжает традиции русской классической литературы. Вспомним хотя бы Гоголя или Салтыкова-Щедрина с его “Историей одного города”. Например, в стихотворении “Прозаседавшиеся” (1922) герой долгое время не может добиться “аудиенции” у чиновников. У него складывается ощущение, что это – очень занятые, почти неуловимые люди. Они постоянно на каких-то непонятных заседаниях. Разъяренный, однажды герой врывается в зал заседаний. Его изумленному взору открывается следующая картина:
И вижу:
сидят людей половины.
О дьявольщина!
Где же половина другая?
Оказывается, чиновники изобрели новый способ сделать свою работу более эффективной. Они разделились на половины, поэтому успевают посетить вдвое больше заседаний!
На фантастической ситуации строится и сюжет сатирической пьесы Маяковского “Клоп”. Герой комедии, Присыпкин, попадает в будущее, на 50 лет вперед. Там его размораживают и пытаются адаптировать к жизни. Но Присыпкин не желает жить и приносить пользу в “светлом будущем”. Здесь еще больше раскрывается его подленькая, мещанская натура. Герой полностью олицетворяет собой образ, фигурирующий в названии пьесы – образ клопа.
Фантастика – один из излюбленных приемов Маяковского. С его помощью он раскрывает проблемы, волнующие его, более наглядно и образно доносит до читателя свои мысли, идею произведений.



spacer
Фантастические мотивы и ситуации в произведениях В. В. Маяковского