Писательская биография Николая Васильевича Гоголя продолжалась двадцать три года. Практически каждое свое произведение автор посвящал России. Если бы не Гоголь, нам трудно было бы так ярко и целостно представить жизнь русского народа первой половины 19 века. В творчестве этого великого писателя перед нами вереницей проходят уездные города N, всевозможные поместья, деревни, между ними проглядывает блистательный и ужасный Петербург. Можно сказать, что каждый герой в творчестве Гоголя собирателен, символизирует собой целый ряд подобных ему жителей Руси.
В своей гениальной комедии «Ревизор» автор высмеял жизнь и нравы одного маленького уездного городка, а вместе с тем, многих других подобных городов и всей России в целом.
Образ города в комедии складывается как целостная система. Город показан в виде социальной лестницы, составляющие которой — городские низы, купцы, городские помещики, чиновники и, наконец, городничий. Описание жизни города достаточно подробно, энциклопедично. Здесь отражены практически все стороны жизни русского города, многие стороны жизни России, почти все классы и сословия. Нет только крестьян, которые не играют никакой роли в жизни N. Перед глазами читателя предстает высшая городская власть, суд, почта, учебные и богоугодные заведения, полиция. Гоголь удивительно широко показывает неприглядную действительность: чиновники злоупотребляют своим положением, городские помещики живут праздной жизнью, купцы нагло обманывают своих покупателей, а мещане терпят притеснения от всех вышестоящих классов. В городе царит глупость, наглость, взяточничество.
Петербург в комедии наглядно представлен Хлестаковым. В этом герое совмещаются конкретный социальный характер и грандиозный символ. Хлестакову, как и многим людям, не чуждо желание показаться другим значительнее, важнее, интереснее, чем он есть на самом деле. Но в комедии это доходит до абсурда. Петербург обезличил этого маленького, жалкого, униженного человека и вместе с тем возбудил в нем много желаний, жажду недосягаемых высот. Хлестаков — никто, но хочет казаться всем. Безудержное вранье этого героя людям, принявшим его за грозного ревизора, — это своеобразная компенсация маленького человечка за все унижения и лишения, которые он терпел в столице.
Таким образом, в своей бессмертной комедии Гоголь ужасается не только нравам и быту различных уездных городишек, но и показывает, что может сделать с обычным, посредственным человеком блистательный и величественный Петербург.
Теме великого Петербурга, главного города России, Гоголь посвятил не одно произведение. Его сборник «Петербургские повести» наполнен мрачными и пессимистическими красками. Он рисует жизнь Петербурга и петербуржцев разных рангов и сословий. Очень интересно то, что Гоголь словно не видит царственного величия столицы на Неве. Взгляд автора прикован к миру невзрачных закоулков, убогих наемных квартир, закопченных мастерских, зловонных подворотен, черных лестниц, облитых помоями. Если в поле зрения героев попадают дворцы, блеск витрин, светские салоны и бальные залы, то это делается для контраста, усиливающего житейское убожество.
Повесть «Шинель» считается выдающимся произведением Гоголя. В центре повествования — судьба чиновника самого низшего разряда Акакия Акакиевича Башмачкина. Гоголь описывает нам жизнь и смерть «маленького» человека. Его предки были мелкими чиновниками, и сам он не может прыгнуть выше своей головы. Говорит Акакий Акакиевич только предлогами, наречиями и частицами, никак не может закончить фразу. Это подчеркивает крайнюю робость героя, забитость, неуверенность. Не блещущий умом и не имеющий никаких интересов, кроме служебных, Акакий Акакиевич жил своими бумагами. Действительно, в простом переписывании бумаг он находил свой «разнообразный и приятный мир». Только никто не замечал этого его служебного рвения: он получал самую маленькую зарплату в департаменте. Но герою было все равно.
Мирное течение его жизни было нарушено чрезвычайным происшествием: Акакию Акакиевичу срочно понадобилось сшить новую шинель. Ради этого ему пришлось урезать себя во всем: не зажигать лишний раз свечу, не ужинать по вечерам, ходить по улицам на цыпочках, чтобы не натирать обувь, не занашивать белье и так далее. Все эти лишения он с лихвой замещал мыслью о будущей шинели. Эта мысль стала для Башмачкина подругой, скрашивающей его одинокую, убогую жизнь. Само провидение помогало Акакию Акакиевичу, и скоро он набрал вожделенные восемьдесят рублей. Вместе с портным Петровичем они выбрали все самое лучшее, и, наконец, шинель была готова!
Можно сказать, что шинель вернула Башмачкина к жизни. Он впервые за несколько лет вышел на вечерние улицы Петербурга, обратил внимание на огромные перемены, произошедшие в городе, любовался на женскую ножку, изображенную в витрине магазина, иронически(!) усмехнулся, увидев прическу какого-то франта.
Но недолго длилось преображение Акакия Акакиевича. Он и дня не проходил в своей обновке. На следующий день вечером ее украли. Это было страшнейшее потрясение для Башмачкина. Он решился на невиданный для него поступок — бороться за свою шинель. Но чиновничья машина не дала ему никакого шанса. Башмачкин добрался даже до «значительного лица» и посмел ему перечить. «Значительное лицо» обвинило Башмачкина в вольномыслии. После этого Башмачкин заболел и умер, ведь без шинели он больше не смог существовать. А в Петербурге в это же время появился призрак, срывающий с прохожих шинели…
В этой повести Гоголь своеобразно становится на защиту маленького человека, «униженного и оскорбленного». Человека, потерявшего свою сущность и ставшего безликим винтиком в огромной машине Петербурга. И сколько по всей Руси еще таких Башмачкиных, видящих смысл своей жизни в мелкой работе да в новой шинели?
Семнадцать лет своей творческой биографии Гоголь посвятил поэме «Мертвые души». Начав работу над этим произведением, автор писал о своем труде: «Вся Русь явится в нем». Это поистине удивительное творение. Небольшое число персонажей «Мертвых душ» представляет собой всю нацию в ее наиболее характерных проявлениях. Поэтому «Мертвые души» — действительно поэма, посвященная нации и исследующая ее жизнь на самых различных уровнях.
Осуществляя свою идею накопительства, Чичиков ездит почти по всей России. Благодаря его путешествию перед нами предстает целая галерея «мертвых» душ. Это и помещики Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич, Плюшкин, и чиновники губернского города N, и сам Чичиков. Каждое лицо, каждый образ в произведении нарицательны, подразумевают под собой целую категорию подобных людей.
Помещики появляются перед читателем один страшнее другого. Сначала «сладкий» мечтатель Манилов, не способный ни на какие действия в жизни, не совершивший ни одного плохого или хорошего поступка. Затем мы видим глупую и косную Коробочку, которую в жизни интересуют лишь цены на пеньку и на мед. После Коробочки Чичиков попадает к «говоруну, кутиле, лихачу» Ноздреву. Этот помещик наделен широтой натуры, поразительной энергией и деятельностью. Его мертвенность заключается в том, что он не умеет свои «таланты» направить в положительное русло. Встретив на страницах поэмы Собакевича, читатель понимает, что перед ним крепкий хозяин, «кулак», готовый ради наживы на любое мошенничество. Завершает галерею помещичьих образов Плюшкин, у которого крестьяне «мерли, как мухи». Даже собственных детей он лишил средств к существованию. Плюшкин завершает галерею помещичьих «мертвых душ». Он — «прореха на человечестве», олицетворяющий полный распад личности. Бессмысленное накопительство привело к тому, что очень богатый хозяин морит голодом своих людей, а его запасы гниют в амбарах. Полную бездушность характеризует куча хлама посреди его комнаты — он сам превратился в хлам, лишенный всех человеческих характеристик.
Но помимо «мертвых» душ в России во все времена были еще и души «живые». Это физически умершие крестьяне, чье мастерство и богатырство воспевается Гоголем. Русь — это еще и бескрайние просторы, хватающие за душу песни, крепкий, яркий, сочный язык. Да, Русь полна «мертвенных» чиновников города N, Чичиковых, Плюшкиных, Собакевичей, Маниловых. Но, тем не менее, Гоголь верит в возрождение своей отчизны, верит, что сила Руси возьмет верх над слабостью. Он сравнивает родину с птицей тройкой, несущейся как вихрь: «Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади…. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства».