Рецензия на повесть Н. В. Гоголя «Шинель»

Повесть «Шинель» Н. В. Гоголя входит в цикл «Петербургские повести». В этом цикле писатель изображает быт и нравы жителей Петербурга, пытается разобраться в особенностях психологии своих героев. Вообще идея написать бытопись петербургской жизни давно зрела у писателя. Самым ярким произведением этого цикла является рассказ «Невский проспект».
Особенностями этого цикла является то, что в нем Гоголь сделал много художественных открытий и затронул множество тем. Так, тема «маленького человека», начатая Н. В. Гоголем в повести «Шинель», была художественным открытием реализма, связанным с главными проблемами общественной жизни страны. Она обозначила отказ писателя от исключительных героев, решительное обращение его к самым обыкновенным персонажам.
Повесть «Шинель» считается выдающимся произведением Гоголя. Ее идейно-художественные особенности были оценены многими русскими и зарубежными писателями. «Шинель» считается образцом русской реалистической повести. Недаром писатели последующих поколений считали, что «все они вышли из гоголевской «Шинели».
В центре повествования — судьба чиновника самого низшего разряда Акакия Акакиевича Башмачкина.
Гоголь создал образ одинокого, униженного, обиженного, недалекого чиновника, но при этом обладающего сердцем и чувствами. В качестве обидчика выступает окружающее Акакия Акакиевича общество, бездушно насмехающееся над ним и поэтому кажущееся читателю духовно мизерным и жалким.
Гоголь характеризует Башмачкина как человека бедного, заурядного, незначительного и незаметного. Даже внешность главного героя повести говорит о его внутренней забитости: «низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек».
В жизни Акакию Акакиевичу отведена ничтожная роль переписчика департаментских документов. Духовная жизнь Башмачкина такая же ограниченная и односторонняя, как и внешняя. Он не стремится к невиданной роскоши. Но мечта сшить шинель на вате становится для него подобием великой и почти невыполнимой задачи. В его системе мировых ценностей она имеет такое же значение, как стремление какого-нибудь «великого человека» добиться мирового господства.
На протяжении всей повести читатель видит, что автор сочувствует судьбе Акакия Акакиевича, «маленькому человеку», как впоследствии был назван этот персонаж. Гоголь показывает, что главный герой не желает никому зла, он не ничтожен, он тоже имеет право на личное счастье. Просто в силу своей слабохарактерности. замкнутости мышления, Башмачкин вынужден вести «маленькую» жизнь с такими же «маленькими» потребностями.
В повествовании об Акакии Акакиевиче отчетливо видна поразительная способность Гоголя открывать общественно и духовно значительное в обычных, рядовых лицах и событиях. Примечательна фамилия героя — Башмачкин: «Уже по самому имени видно, что она когда-то произошла от башмака; но когда, в какое время и каким образом произошла она от башмака, ничего этого неизвестно. И отец, и дед, и даже шурин, и все совершенно Башмачкины ходили в сапогах, переменяя только раза три в год подметки». Так описывает происхождение этой фамилии Гоголь, используя свой частый прием — каламбур, который незаметно доведен до абсурда.
Также, что касается жанровой формы и поэтики произведения, то в данном случае Гоголь не пошел обычным путем. Несмотря на поразительную, глубокую реалистичность произведения, основным способом изображения действительности является фантастика и гипербола — художественные средства, до этого присущие нереалистичным произведениям.
В описании реальность граничит с фантастическим. Городская замкнутость вдруг превращается в безграничное пространство, безлюдные, темные, уединенные улочки, где ни души, вдруг сменяются безграничной площадью, «которая глядела страшною пустынею». Возникает метафора, размывающая границы этого и того света, когда этот свет странно пересекается с тем: «Вдали, Бог знает где, мелькал огонек в какой-то будке, которая казалась стоявшей на краю света».
Площадь видится герою неоглядным морем, колеблющимся, страшным, ложным. С дрогнувшим сердцем, с предчувствием чего-то плохого Акакий Акакиевич входит на площадь, где и происходит драматическое происшествие — грабеж.
В реально-бытовой зарисовке автор использует гиперболу. Один грабитель сказал «громовым» голосом: «А шинель-то моя!» Придя в себя через несколько минут, Башмачкин стал звать на подмогу, но голос его «не думал долетать до конца площади».
Бытовая сцена ограбления Акакия Акакиевича подана автором как что-то фантастическое, ирреальное, противоречащее всем законам логики. Этой сцене противостоит финал повести, в котором нереальный сюжет (похождения мертвеца) подкреплен реальными. Итак, в своих исканиях в области фантастики Гоголь развивает принцип параллелизма фантастического и реального.
В этом произведении присутствуют два ярко взаимодействующих ряда повествования: внешнего, отражающего официальные оценки, и внутреннего.
«Шинель» и другие петербургские повести Гоголя проложили путь критическому направлению в русской литературе, дали стимул появлению «натуральной школы». Воздействие произведений Гоголя было широким. Изображение судьбы обездоленного «маленького человека» нашло разнообразное продолжение в произведениях многих других выдающихся писателей.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

spacer
Рецензия на повесть Н. В. Гоголя «Шинель»