Почему Лермонтовский роман называют психологическим?

Многие писатели разных эпох и народов стремились запечатлеть своего современника, через него донося до нас свое время, свои идеи, свои идеалы. Каков он, молодой человек, разных эпох? Пушкин в романе “Евгений Онегин” запечатлел молодого человека двадцатых годов девятнадцатого века: умного, не удовлетворенного существующей действительностью, жизнь. Которого так прошла без пользы. Не успели отгреметь страсти вокруг Онегина, как вслед за ним появился другой герой-Григорий Печорин, молодой человек, представоляющий поколение тридцатых годов девятнадцатого века из романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”. И опять та же судьба, трагическая неординарная. Страстное стремление героев понять смысл жизни, поиски ими истины, с одной стороны, и бесцельное, паразитическое существование, с другой-это трагический разлад мечты и действительности. Вслед за ними в литературе появляется целая галерея героев своего времени: Тургеневский Базаров, натура совершенно противоположная Онегину и Печорину, Андрей Болконский и Пьер Безухов-лучшие представители передового дворянства из романа Л. Толстого “Война и Мир”. Почему же до сих пор не угасают споры об Онегине и Печорине, о людях, у которых все другое: идеалы, цели мысли, мечты. На мой взгляд, ответ на этот вопрос очень прост: смысл человеческого существования волнует всех, не зависимо от того, в какое времямы живем.
Но вернемся к роману Лермонтова. Особенно углубленным психологическим анализом характеризуется центральная его часть – “Дневник Печорина”. Впервые в русской литературе появляется такое беспощадное обнажением героем своей личности. Печорин говорит: “Я до сих пор стараюсь объяснить себе, какого рода чувства кипят в груди моей”. Привычка к самоанализу дополняется навыками без престанного наблюдения за окружающими. В сущности, все отношения Печорин с людьми являются своеобразными психологическими экспериментами, которые увлекают героя своей сложностью и удачными для него результатами. Такого история с Бэлой, история победы над Мери. Похожей была психологическая “игра” с Грушницким.
Если А. С. Пушкина принято считать создателем первого реалистического стихотворного романа современности, то, на мой взгляд, Лермонтов является автором первого социально-психологического романа в прозе. Его произведение отличается глубиной психологического анализа. Изображая свою эпоху, писатель подвергает ее глубокому критическому анализу, не поддаваясь ни каким иллюзиям и обольщениям. Лермонтов показывает все самые слабые стороны своего поколениям: холодность сердец, эгоизм, бесплодность деятельности. Реализм “Героя нашего времени” во многом отличен от реалистического пушкинского романа. Отодвигая в сторону бытовые элементы, историю жизни персонажей, Лермонтов сосредотачивает внимание на их внутреннем мире, подробно раскрывая мотивы, побудившие того или иного героя на какие-либо поступки. Автор показывает и анализирует чувства героев с такой глубиной и проникновенностью, которых еще не знала литература его времени.
Многие считали Лермонтова предшественником Льва Толстого, с чем трудно не согласиться, ведь именно у Лермонтова Толстой учился приемом раскрытия внутреннего мира персонажей, подачи их портретов и речи.
Мятежная натура Печорина отказываются от радостей и душевного спокойствия. Этот герой вечно “просит бури”. Он не желает довольствоваться малым, он ждет от жизни больших чувств, событий ощущений. Отсутствие убеждений-настоящая трагедия для героев его поколения. В “Журнале Печорина” открывается живая, сложная, богатая, аналитическая работа ума. Это доказывает нам не только то, что главный герой-фигура типичная, но и то, что в России много молодых людей, так же трагически одиноких. Печорин причисляет себя к тому жалкому поколению, которые считаются по земле без убеждений. Он говорят: “Мы не способны более к великим жертвам не для блага человечества, ни даже для собственного нашего”. Мне становится не по себе от мысли, что М. Ю. Лермонтов так рано ушел из жизни. Ища смысл жизни, главный герой его не смог найти применения своим способностям. “Зачем я жил? Для какой цели я родился….А ведь, верно было мне назначение высокой, так как я чувствую в душе силы необъятные”, – пишет он. В этой неудовлетворенности собой и лежат истоки отношения Печорина к окружающим людям. Он равнодушен к их переживаниям, по этому, не задумываясь, коверкает чужие судьбы.
О Печорине можно сказать словами Пушкина, что в его взглядах на жизнь “отразился век, и современный человек изображен довольно верно, без нравственной душой, себялюбивой и пустой”. С таким видел свою поколение Лермонтов.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...
    spacer
    Почему Лермонтовский роман называют психологическим?