Сюжет, герои и проблематика повести Н. В. Гоголя “Шинель”

В своей повести “Шинель” Гоголь обращается к теме “маленького человека”. Гоголь пишет о судьбе бедного, ничем не примечательного петербургского чиновника – “вечного титулярного советника”. Лишенный внешней привлекательности, Башмачкин обнаруживает ту же бесцветность и безликость и в своем речевом повелении – в его языке преобладают указательные и служебные слова: “этак”, “право”, “того”.
У Акакия Акакиевича нет перспектив служебного роста, да он и не стремится сделать карьеру. Все его помыслы сосредоточены

на переписывании – занятии, которому бедный чиновник посвящает все свое время – не только на службе, но иногда и дома. Интеллектуальные возможности гоголевского героя малы, однако он не убог, а трогателен, говорит нам автор, и заслуживает не презрения, а симпатии и сострадания. Это кроткое и безответное существо, не умеющее постоять за себя, не желающее никому зла.
Автор с грустной иронией описывает будни Акакия Акакиевича, наполненные маленькими радостями и печалями. В департаменте, где служит Акакий Акакиевич, его никто не уважает, даже для сторожей он что-то вроде мухи. Молодые чиновники острят и смеются
над ним. Приобретение новой шипели становится главным событием в жизни Башмачки-па. Забота о новой шипели наполняет скудную духовную жизнь героя новым содержанием, вызывает в его душе чувство надежды и радостного ожидания. Лелея мечту о новой шипели, Башмачкин делается живее и тверже характером, смелее и решительнее. Он “как будто женился”, в голове его проносятся даже “дерзкие и отважные” мысли (“…не положить ли… куницу на воротник?”).
Самый торжественный день в жизни Акакия Акакиевича – день, когда шинель была готова, – становится и днем его жизненной катастрофы. Шинель снимают с его плеч уличные грабители. Раздетый, униженный и раздавленный, Акакий Акакиевич стоит один па пустынной площади и кричит. Эта сцена словно символизирует истинное положение в мире обиженного “маленького человека”, ведь позднее – уже не среди заснеженного поля, а в окружении “светских и приличных людей” – он оказывается столь же одиноким, его вопль о помощи также никто не слышит.
Ему следовало обратиться к квартальному надзирателю, однако квартирная хозяйка сразу сказала своему несчастному квартиранту, что к квартальному обращаться бессмысленно – “надует”, а лучше обратиться к частному приставу. Но пристав воспринял рассказ об ограблении “как-то чрезвычайно странно”, из его вопросов можно было заключить, что ограбленный не заслуживает доверия и сам является лицом подозрительным. Не помогли Акакию Акакиевичу и в департаменте, где он служил верой и правдой много лет. Чиновники департамента собирать денег для него не стали – они и без того уже сильно потратились, “подписавшись на директорский портрет”. Последний, на кого приходится рассчитывать Башмачкину, – некий важный чиновник, генерал, “значительное лицо”. Не случайно автор даже не дает имени этому персонажу. В “значительном лице” все человеческое и живое давно утрачено, подчинено единственной цели – изображению личного величия. Когда Акакий Акакиевич изложил генералу свое дело, тому “показалось такое обхождение фамильярным”. Чиновник пришел в ярость, топнул ногой и возвел голос ” до такой сильной ноты”, что бедный проситель едва не упал в обморок.
Потеряв последнюю надежду на возвращение шинели и простудившись на морозном ветру, Башмачкин заболел и слег в горячке. Лишь в бреду Акакий Акакиевич обнаружил такие чувства, которые не были свойственны ему в сознательной жизни. Это были чувства ярости и гнева – своеобразный бунт, в котором Башмачкин оказался близок безумному бунтарю Поприщину (“Записки сумасшедшего”). Акакий Акакиевич начал неравную борьбу за свои права и погиб (как погиб в сумасшедшем доме Поприщин – такой же титулярный советник).
Но, пишет Гоголь, “здесь еще не все об Акакии Акакиевиче”. Башмачкину суждено было шумно прожить несколько дней после своей смерти, “как бы в награду за не примеченную никем жизнь”. После смерти бедного чиновника в городе появляется некое его подобие для свершения своеобразного возмездия. Обиженному удается, наконец, восторжествовать над обидчиком: призрак Башмачкина требует, чтобы “значительное лицо” отдало ему свою шинель взамен той, за которую он “не похлопотал”, и “значительное лицо” вынуждено исполнить это требование.
В повести “Шинель” Гоголь показал всевластие “канцелярии” и раскрыл бесчеловечность сословно-бюрократического общества, которое, по мысли автора, губит слабых и портит сильных. Продолжатель А. С. Пушкина (образ Самсона Вырина) и предшественник Ф. М. Достоевского (образы Макара Девушкина, Мармеладова и других), Гоголь возвысил голос в защиту “маленького человека”, доказал его право на художественное внимание и гуманное отношение со стороны литературы и общества.



spacer
Сюжет, герои и проблематика повести Н. В. Гоголя “Шинель”