Роман Булгакова «Белая гвардия» — одно из самых цельных и талантливых его произведений. Апокалипсическая тема расколотого мира выражена автором в этом произведении необыкновенно искусно. Одно из важнейших мест в полотне романа занимают сны героев.
Вообще, обращение ко снам для выражения самого потаенного, почти бессознательного человеческого знания о мире традиционно для русской литературы: и Пушкин, и Достоевский, и Толстой активно пользовались этим приемом.
В первой части романа тема снов связана с Алексеем Турбиным. Все его сны несут здесь пророческий характер. В первом сне Алексея к нему является «маленького роста кошмар», заявляющий, что «Святая Русь — страна деревянная, нищая и…опасная, а русскому человеку честь — только лишнее бремя». Алексей во сне пытается застрелить мучающий его кошмар, но тот исчезает.
Как следует разгадывать этот сон? Думается, что кошмар пытается «уговорить» Турбина бежать из родного Города, эмигрировать. К тому же, волна бегущих все нарастала и нарастала, и подобные настроения витали в воздухе. Но Турбин не поддается кошмару и даже не помышляет о побеге.
Второй сон Турбина, с трагикомическим оттенком, уже откровенно предвещает будущие события. Алексей видит полковника Най-Турса и вахмистра Жилина в раю. В сатирической манере рассказывает Жилин, как второй эскадрон белградских гусар благополучно подошел на обозах к раю и как Петр пропустил все обозы вместе с бабами, потому как «эскадрону в походе без баб невозможно». Замечателен момент описания Жилиным Бога, и, в особенности, его милосердия. Дело в том, что в раю подготовлены хоромы с красными звездами и красными облаками для большевиков, которые должны погибнуть на Перекопе в 1920-м году. Бога не смущает атеизм большевиков: «…все вы у меня…одинаковые — в поле брани убиенные».
В фигуре «неизвестного юнкерка», которого Жилин встретил в раю вместе с Най-Турсом, явно угадывается Николка Турбин. В этом сон Алексея перекликается со сном Елены в финале романа.
Своей кульминации тема сна достигает в последней, двадцатой, главе третьей части романа. И здесь сон почти приравнивается к смерти, забвению. Судьба героев предрешена, недаром автор называет эту ночь «последней». И пока смерть медленно приближается к городу, дом на Алексеевском спуске «спал давно и спал тепло», будто бы только во сне можно было найти отдых уставшим героям.
Сны последней главы исполнены, на мой взгляд, огромного смысла. Алексею Турбину снится, что «Александр I жег в печурке списки дивизиона», как бы стирая память о белых офицерах, многие из которых были уже убиты. Также Турбину снится, что он погиб на Мало-Провальной. Этот эпизод по смыслу связан с эпизодом воскрешения Алексея после болезни. Невозможно не заметить перекличку этих двух сцен с романом Толстого «Война и мир». Вспомним, что князь Болконский также «погиб» при Ватерлоо, как и Турбин на Малопровальной: тело его осталось жить, но дух более миру живых не принадлежал.
Сон Василисы проникнут легкой иронией, так же, как и все сцены, в которых участвовал Лисович. Снится Василисе «сон нелепый и круглый». Видится ему, что он купил огород и «выросли на нем овощи. Грядки покрылись веселыми завитками, и зелеными шишами в них выглядывали огурцы. Василиса в парусиновых брюках стоял и глядел на милое заходящее солнышко, почесывая живот». В этой теплой зарисовке сокрыты все тайные мечтания Лисовича о тихой и спокойной обывательской жизни. И эту идиллическую картинку разбили страшные, клыкастые, прыгающие на внутренних пружинах поросята, которые взрыли мордами весь огород Василисы.
Сон Елены Тальберг можно также расценивать как пророческий. Ей снится демон Шервинский, одевающий на грудь с левой стороны «огромную сусальную звезду». В этом моменте угадывается возможный исход для некоторых белых офицеров — стать предателями, перейти на сторону большевиков для спасения собственной жизни. И, наконец, Елене снится Николка с шеей в крови, а на лбу у него «желтый венчик с иконками». Сама Елена тут же разгадала свой сон: она «мгновенно подумала, что он умрет, и горько зарыдала».
Булгаков погружает своих героев в вечный сон, но нам он оставляет тонкий лучик надежды. Этот лучик — сон Петьки Щеглова, маленького мальчика, который «не интересовался ни большевиками, ни Петлюрой, ни демоном». Видится Петьке «сверкающий алмазный шар» на зеленом большом лугу: «Петька добежал до алмазного шара и, задохнувшись от радостного смеха, схватил его руками».
Его сон, «простой и радостный, как солнечный шар», и есть ответ, как мне кажется, и предсказание самого Булгакова. Есть надежда, что дети будут жить в мире, более радостном и счастливом. И в этом мире «все пройдет…страдания, муки, кровь, голод и мор», а останутся только звезды, только «занавес бога, облекающий мир».