Проблема нравственного выбора в прозе Булгакова (По романам “Мастер и Маргарита” или “Белая гвардия”)

М А Булгаков в романе “Мастер и Маргарита” описывает события двадцатых годов нашего века и события библейских времен Действия происходящие в разное время объединены одной идеей поисками истины и борьбой за нее Перенесемся в далекий Ершалаим во дворец прокуратора Иудеи Понтия Пилата “В белом плаще с кровавым подбоем” появляется он пред человеком лет двадцати семи у которого “руки связаны за спиной под левым глазом синяк в углу рта – ссадина с запекшейся кровью” Человек этот звали его Иешуа – обвиняется в подстрекательстве

к разрушению ершалаимского храма Арестант хотел было оправдаться “Добрый человек” Поверь мне ” Но его “научили” соблюдать этикет “Крысобои вынул бич и ударил арестованного по плечам связанный мгновенно рухнул наземь как будто ему подрубили ноги захлебнулся воздухом краска сбежала с его лица и глаза обессмыслились ” Трудно не согласиться с тем определением какое дал себе прокуратор “свирепое чудовище” Понтии Пилат живет по своим законам он знает что мир разделен на властвующих и подчиняющихся им что формула лраб подчиняется господину” незыблема значит господин всех и вся И вдруг
появляется человек который думает иначе ” рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины” Более того этот “бродяга” смеет предлагать “Мне пришли а голову кое какие новые мысли и я охотно поделился бы ими с тобой тем более что Ты производишь впечатление очень умною человека” Он не боится возражать прокуратору и делает это столь искусно, что Понтии Пилат приходит на некоторое время в замешательство У Иешуа своя жизненная философия ” злых людей нет на свете есть люди несчастливые” Арестант показался интересен В его невиновности прокуратор Убедился сразу Конечно он чудаковат И наивен его речи несколько крамольны, но зато “бродяга” обладает чудесным свойством снимать головную боль которая так мучает прокуратора И у Понтия Пилата уже сложился план действия он объявит Иешуа сумасшедшим и вышлет на остров в Средиземное море туда где находится его резиденция Но это оказалось невозможным Иуда из Кариафа представил такие сведения о “безумце” что наместник кесаря не имел права не казнить его Прокуратор хотел и даже попытался спасти новоявленного “пророка” но тот решительно не хотел отказываться от своей “истины” “В числе прочего я говорил что всякая власть является насилием над людьми и что настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть”. Всесильный прокуратор во власти страха теряет остатки гордого достоинства ” Ты полагаешь, несчастный, что римский прокуратор отпустит человека, говорившего то, что говорил ты? Или ты думаешь, что я готов занять твое место? Я твоих мыслей на разделяю.” Обнаруживается постыдное) малодушие умного и почти всесильного правителя, из-за боязни доноса боязни погубить собственную карьеру Пилат идет против своих убеждений, голоса человечности и совести. И Понтии Пилат кричит так, чтобы слышали все “Преступник? Преступник! Преступник!” Иешуа казнен. Почему же мучается прокуратор? Почему ему снится сон, будто он не поспал на казнь бродячего философа и целителя, будто они идут вместе по лунной дорожке и мирно беседуют, и он, “жестокий прокуратор Иудеи, от радости плакал и смеялся во сне”. Могущество Понтия Пилата оказалось мнимым. Он трус, верный пас кесаря Совесть мучает его. Ему никогда не будет покоя, он понимает, что прав Иешуа. У Иешуа остался ученик и последователь – Левий Матвей. Он продолжит дело своего Учителя. В евангельской легенде заложены вечные истины, которые, будучи забытыми, непременно напомнят о себе нравственной деградацией общества. Но как связаны ершалаимские главы с основным содержанием романа. Большое количеств как явных, так и тончайших параллелей связывают изображение Ершалаима двадцатых годов века и Москвы двадцатых годов XX века. Герои и времена, в них описанные, как будто разные, а суть одна Вражда, недоверие к людям инакомыслящим, зависть царствует и в мире, который ” окружает Мастера. Их обнажает Воланд. Воланд – это художественно переосмысленный автором образ Сатаны Сатана и его помощники творят зло. Их цепь – обнажать сущность явлений, высвечивать, усиливать, выставлять на всеобщее обозрение негативные явления в человеческом обществе. Фокусы в Варьете, проделки с подписывающим бумаги пустым костюмом, таинственное превращение советских денег в доллары и прочая чертовщина • это обнажение скрытых пороков человека. Становится понятным смысл фокусов в Варьете. Здесь происходит испытание москвичей на алчность и милосердие. В конце представления Воланд приходит к выводу “Ну что же они-люди как люди. Ну легкомысленна ну что ж и милосердие иногда стучится в их сердца обыкновенные люди в общем, напоминают прежних квартирный вопрос только испортил их “. Вечное стремление людей к добру неодолимо. Прошло двадцать веков, а олицетворение добра и любви – Иисус Христос – жив в душах людей.



spacer
Проблема нравственного выбора в прозе Булгакова (По романам “Мастер и Маргарита” или “Белая гвардия”)