Христианские мотивы в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”

Творчество Ф. М. Достоевского считают глубоко психологичным и глубоким. Автора всегда волновало нравственное богатство человека и общества в целом. Но важно заметить, что героев произведений Достоевского невозможно разделить на положительных и отрицательных. Чаще всего персонажи этого писателя наделены различными, иногда противоположными, чертами характера. Внутренняя противоречивость и нестабильность делает их интересными и, в то же время, естественными, правдоподобными.
Роман “Преступление и наказание” становится произведением,

в котором автор обращает свое внимание на самые острые общественные проблемы. Достоевский считает, что среда очень сильно воздействует на человека, на его отношение к себе и окружающим. Достоевский обращается к обратной стороне жизни Петербурга, где под внешней роскошью, богатством и красотой скрыт иной мир – жестокий, грязный и пошлый. Именно такая среда могла привести к тем идеям, которые возникли у Родиона Раскольникова.
Нельзя говорить, что Раскольников – отрицательный герой, ибо многое он делает для людей, и поступки его не продуманы заранее. Стремление к хорошему заложено в этом герое от природы, а
вот стремление увидеть в себе исключительную личность – заслуга общества и окружающей среды.
Если вспомнить судьбу самого Достоевского, то она сложна и трагична. Писателю пришлось многое осознать и переоценить в своей жизни. Главной ценностью он считал любовь к окружающим, чего так не хватало людям его времени. Достоевский не приемлет достижения цели любыми средствами и путями. Он пытается донести до читателя губительность подобных стремлений не только для окружающих, но и для самого человека, который становится безжизненным и пустым духовно. Герой романа “Преступление и наказание” пришел к убеждению собственной нравственной смерти: “Я себя убил, а не старушонку”.
На мой взгляд, Раскольников – человек, в котором существуют две противоположные идеи: с одной стороны, любовь к людям, с другой – презрение к ним. Следует заметить, что Достоевский не описывает подробно процесс духовного возрождения Раскольникова. Но читатель все же чувствует подобные изменения в герое. Надежду на восстановление любой преступной, падшей личности Достоевский видел в том, что невозможно полностью растоптать совесть и любовь.
В черновых записях “Преступления и наказания” человеколюбие и наказание выступают как единственное условие для обретения внутренней, душевной гармонии. “Нет счастья в комфорте, покупается счастье страданием”, – считал Достоевский.
Возможность духовного возрождения главного героя романа обуславливается уже тем, что Раскольников умеет чувствовать чужую боль и умеет искренне любить. Такова его любовь к Соне Мармеладовой. Достоевский писал: “Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для другого”. В подтверждение этого достаточно вспомнить тот момент, когда Сонечка узнает о совершенном Родионом преступлении. Она бросилась перед ним на колени и обняла его. “Доброе чувство” “волной хлынуло в его душу и разом размягчило ее”.
Важно помнить о том, что сам Достоевский был глубоко верующим человеком. Поэтому естественно его неприятие идеи о сверхчеловеке. Для писателя жизнь человеческая есть самая важная и главная ценность.
По мнению Достоевского, только любовь к окружающим делает людей настоящими людьми. Только это удивительное, данное Богом, чувство способно вытеснить в человеке гордость и эгоизм.
Я считаю, что сам писатель осознал все это, исходя из собственного, очень сложного, жизненного опыта. Автор не принимает стремления “по своей глупой воли пожить”. Только следование за Иисусом Христом и жертвенная любовь могут спасти душу человека от зла и душевных мук.
На каторге под подушкой Раскольникова “лежало Евангелие”, с помощью которого, как считает Достоевский, только и можно преодолеть бесовские силы и душевный эгоизм как порождение зла.
По мысли писателя, для людей на земле существует лишь две перспективы: или любить, или уничтожить друг друга, или вечная жизнь, или вечная смерть. Я думаю, что многие согласятся с подобным мнением, ибо в мире существуют нравственные ценности, которые одинаково дороги и важны для каждого человека на земле. Нужно стремиться к истине и правде только через любовь и самопожертвование.



spacer
Христианские мотивы в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”