Роль образов Лужина и Свидригайлова в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”

Рассматривая проблему “оправданного убийства” глазами Раскольникова, автор словно подводит читателя к мысли о возможной правоте героя и в то же время “на языке ситуаций” оспаривает его “теорию”. Главными “аргументами” в этой полемике становятся фигуры Лужина и Свидригайлова. Знакомство с ними показывает Раскольникову, что его теория о “праве сильного” является главным жизненным принципом “палачей”, насильников, маленьких “наполеонов”. Будучи антиподами главного героя, по своим душевным свойствам,

Лужин и Свидригайлов являются его “двойниками” в том, что касается идеи разрушения нравственных “препятствий”.
Свидригайлов олицетворяет в романе идею вседозволенности, свободы от каких бы то пи было моральных ограничений. Это низкий, развратный, циничный человек с темным уголовным прошлым. Он ненасытен в своих пороках и уже потерял власть над своими страстями. Вскоре после смерти жены Свидригайлов сватается к шестнадцатилетней девочке и одновременно преследует сестру Раскольникова Дуню, шантажируя се случайно полученными сведениями о преступлении ее брата.
Свидригайлов – страшный человек,
но в то же время это трагическая фигура. Избежав гражданского правосудия, он не смог уклониться от суда и приговора собственной совести. Его страшит возможность возмездия в “будущей жизни”: “…представьте себе, будет там одна комнатка, этак вроде деревенской бани, закоптелая, а по всем углам одни пауки, И вот и вся вечность. Мне… в этом роде иногда мерещится”.
Однако, по Достоевскому, даже для последнего из грешников открыт путь покаяния и искупления вины. Шанс на спасение дан и Свидригайлову. Словно вымаливая себе прощение, в последние дни своей жизни он совершает странные поступки, бессмысленные и необъяснимые с позиции его эгоистической морали. Тщательно подготовив “ловушку” для Дуни, он неожиданно отпускает ее, а незадолго до самоубийства расходует свои деньги па осиротевших детей Катерины Ивановны, помогает Соне.
Свидригайлов не ошибается, заметив в разговоре с Раскольниковым, что между ними существует “какая-то общая точка”. Действительно, Раскольников, как и Свидригайлов, причислил себя к разряду “необыкновенных” личностей, имеющих право пренебрегать нравственными “предрассудками”. Его, как и Свидригайлова, мучают кошмары, преследует мысль о самоубийстве – признаки начавшегося душевного заболевания.



spacer
Роль образов Лужина и Свидригайлова в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”