Комедия «Горе от ума» была написана после Отечественной войны 1812 г. , в период подъема духовной жизни России. В первую очередь ожидания были связаны с отменой крепостного права, а так же поставлены важные вопросы того времени: о государственной службе, просвещении, воспитании, о рабском подражании дворян всему иностранному и презрении ко всему национальному, народному.
В комедии сталкиваются две эпохи: «Век минувший», который не желает перемен и «Век нынешний». «Век минувший» получил свое название Фамусовского общества по фамилии Павла Афанасьевича Фамусова. Этих людей Грибоедов высмеивает за лицемерие, необразованность и бездушие. Именно он противопоставляет Чацкого, открыто высказывающего все, что у него на душе. Обвинительные речи Ч. Вызывают гнев и возмещение Фамусовского общества. Он представитель «Века нынешнего», выразитель передовых идей своего времени. В его монологах прослеживается политическая программа: он разоблачает крепостничество и его порождения: бесчеловечность, лицемерие, тупую военщину, невежество, лжепатриотизм. Он дает беспощадную характеристику фамусовскому обществу, клеймит «прошедшего житья подлейшие черты».
Монолог Чацкого «А судьи кто?..» рожден его протестом против «Отечества отцов», так как не видит в них образца, которому следует подражать. Он осуждает их за консерватизм:
«Сужденья черпают из забытых газет
Времен очаковских и покоренья Крыма…»
За страсть к богатству и роскоши, добываемым «грабительством», ограждая себя от ответственности круговой порукой и подкупом:
«Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве
Великолепные соорудив палаты,
Где разливаются в пирах и мотовстве?
И где не воскресят клиенты-иностранцы
Прошедшего житья подлейшие черты!
Да и кому в Москве не зажимали рты
Обеды ужины и танцы!»
Крепостников помещиков он называет знатными негодяями за бесчеловечное отношение к крепостным:
Один променял верных слуг на три борзых собаки,
Другой на крепостной балет согнал на многих фурах
От матерей, отцов отторженных детей»,
которые затем были все «распроданы поодиночке».
Чацкий обвиняет Фамусовское общество, в котором внешняя форма как показатель карьерных успехов важнее, просвещения, бескорыстного служения делу, наукам, исскуству:
«Мундир! Один мундир! Он в прежнем их быту
Когда-то укрывал, расшитый и красивый,
Их слабодушие, рассудка нищету…
Чацкий осуждает принятую в Москве систему воспитания дворянской молодежи, когда учителей набирают: «числом поболее, ценою подешевле».
Резко высказывается Чацкий и об отношении к службе: он основной целью видит служение делу и не приемлет «прислуживания старшим» угождения начальству: «служить бы рад, прислуживаться тошно».
Таким образом, словесная дуэль между Чацким и Фамусовым перерастает в серьезную идеологическую борьбу. Грибоедов мастерски показал, как каждое новое лицо пьесы становится в оппозицию к Чацкому.
Так в частности столкновение между Чацким и Молчалиным — это конфликт между носителями противоположных качеств дворянской молодежи того времени. Чацкий прямо заявляет что Молчалин «Дойдет до степеней известных» своим умением молчать. Он не понимает, как Софья могла полюбить такое ничтожество. Не случайно кроме идейного конфликта Грибоедов ввел любовную интригу. Софья обижена репликами Чацкого и, оскорбленная, раздраженная, в разговоре с господином Н. роняет — «Он не в своем уме». И слух о сумасшествии Чацкого несется по залам, приобретая гротескные формы.
В четвертом действии Чацкий узнает, кто избранник Софьи и в сердцах восклицает: «Молчалины блаженствуют на свете».
Но перед тем как покинуть Москву, общество трусов и лицемеров, он вновь с гневом обращается:
Из огня тот выйдет невредим,
Кто с вами день пробыть успеет.
Подышит воздухом одним,
И в нем рассудок уцелеет…
И все же Чацкий остается непобежденным. Он отличается искренностью, поэтому его монолог — глас вопиющего в пустыне. Жар души и ум редко приносят человеку счастье, «покой, так как заставляют» жить не по лжи». А это серьезное испытание.
Грибоедов создал не традиционную для своего времени комедию, изобразив многочисленные пороки дворянского общества. Я думаю, что монологи Чацкого — это голос самого автора. Чацкий симпатичен Грибоедову. В его образе отразились типичные черты декабриста, но его взгляды далеки от реальной жизни, не приводят к счастью. Возможно, Грибоедов предчувствовал трагическое поражение декабристов, веривших в свои передовые идеи, которые, однако, были оторваны от жизни. Драма Чацкого в том, что он видит трагизм в судьбе общества, но повлиять не на что не может.