Роль Репетилова и Загорецкого в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”

Грибоедов знаменит как творец одного произведения, но настолько значительна роль его комедии “Горе от ума” в истории русской литературы, настолько остро отвечала пьеса на насущные вопросы своего времени, настолько блестяще она написана, что уже одно это произведение обессмертило имя его автора. Комедия была написана в годы создания тайных революционных организаций декабристов. Их борьба с многочисленными и сильными противниками – дворянами-реакционерами, борьба нового со старым разгоралась все сильнее, проникая в разные сферы

жизни, отражаясь в искусстве и литературе. Наблюдая это противостояние, являясь его непосредственным участником, Грибоедов отразил это в своей комедии. Таким образом, содержание пьесы тесно связано с историческими событиями, а основной ее конфликт – столкновение умного, передового человека с косным обществом дворян-крепостников – драматург сам мог наблюдать в жизни. В главном герое комедии писатель воплотил важнейшие качества передового человека своей эпохи.
Конфликт в комедии – это столкновение двух типов мышления, двух полюсов: Чацкого и Фамусовского общества. К последнему относятся сам Фамусов, Хлестова,
княгиня Тугоуховская, Молчалин, часто упоминаемые Максим Петрович и Кузьма Петрович и многие другие. Всех их можно охарактеризовать как убежденных сторонников самодержавно-крепостнического строя, “охранниками” прошлого и ярыми противниками всего нового. Главное для них – карьера и деньги, и ради этого они готовы на любые жертвы. Человек в этом обществе ценится по происхождению и богатству, а не по личным качествам. Немало среди фамусовского круга общения и таких, как Молчалин. Карьеризм, низкопоклонство, угодливость начальству, бессловесность – основные черты его характера.
Фамусовское общество противопоставлено в комедии группе новых людей. Их представляют в комедии Чацкий, племянник княгини Тугоуховской, брат Скалозуба, Горич, профессора и студенты Педагогического института, “что упражняются в расколах и безверьи”, какие-то люди, которые учат в пансионатах, лицеях. Об этих людях Чацкий постоянно говорит “мы”, каждый из них “вольнее… дышит и не торопится вписаться в полк шутов”, не боится иметь свое сужденье обо всем. Но против старых порядков непосредственно в комедии выступает один Чацкий. Именно поэтому этот образ становится предельно обобщенным и типичным. К тому же “одиночество” этого героя имеет и символический смысл. Таким образом подчеркивается исключительное положение подобных людей в обществе.
Особое место в комедии играют Репетилов и Загорецкий. Их можно отнести к фамусовскому обществу, но они не ярые его сторонники, они ничего плохого не делают Чацкому, но именно их “молчаливое согласие” нередко решает важные вопросы в жизни других людей. Остановимся подробнее на этих образах.
Загорецкий представляется автором как завсегдатай гостиных и столовых, “лгунишка, картежник и вор”. Образ этого персонажа вырисовывается в отзывах о нем Горича и Хлестовой. Рекомендуя Загорецкого Чацкому, Горич говорит:
Человек он светский,
Отъявленный мошенник и плут:
Антон Антоныч Загорецкий,
При нем остерегись, переносить горазд,
И в карты не садись: продаст!
Эту характеристику подтверждает и Хлестова: “Лгунишка он, картежник, вор”.
Не лишено основания мнение, что Загорецкий – “человек, близкий к политическому сыску”. Недаром он говорит, что если бы он был назначен цензором, то налег бы на басни, где:
Насмешки вечные над львами! над орлами!
Кто что ни говори:
Хотя животные, а все-таки цари.
Говорит Загорецкий стремительно, с “жаром”, имеет привычку все преувеличивать и делать из мухи слона. Если в его сторону звучат резкие отзывы, он не обижается, а сводит все к шутке. На язвительную реплику Горича Загорецкий отвечает: “Оригинал, брюзглив, а без малейшей злобы”. “Мастер услужить”, этот персонаж, несмотря на все свои отрицательные качества, всюду принят, вхож в дворянские дома Москвы. “У нас везде ругают, а всюду принимают”, – эта фраза Горича наиболее ярко выражает сущность образа Загорецкого. Человек, особо не выделяющийся из общей массы, не вызывающий ни восторга, ни неприязни.
Репетилова, в отличие от Загорецкого, нельзя назвать лгуном и вором. Напротив, он пытается произвести впечатление передового человека, увлекающегося всем модным и иностранным. А. С. Пушкин, современник А. С. Грибоедова, отмечал в характере этого персонажа и глупость, и смирение, и ветреность, и простодушие. Также к перечисленному можно добавить общительность, увлечение модными вещами. Фамилия Репетилова происходит от французского слова “репете”, которое означает “повторять”. Это указывает на отличительную черту обладателя такой фамилии – потребность повторять то, что слышал от других, отсутствие собственного мнения. Репетилов, по его собственному определению, – “пустомеля”. Он стремится быть передовым человеком в глазах окружающих, но все, о чем он говорит, не является его убеждением; он ничего не понимает в тех вопросах, которые волновали настоящих передовых людей того времени. Такие, как Репетилов, “шумят, и только”.
Речь этого персонажа пестрит словами с модным “оттенком”: “откудова”, “невзначай”, “особливо” вместо “особенно”, “зауряд” вместо “заурядный”. Увлечение театром привнесло в его разговор такие слова, как “водевильчик”, “прелюдии”. Репетилов любит вставлять в речь французские фразы, переиначивать на иностранный лад русские имена: вместо “Лев” он употребляет “Левон”. Говорливость, быстрые переходы с одной тему на другую свидетельствуют о его внутренней пустоте. Речевая характеристика Репетилова очень важна, так как именно через нее мы понимаем стремление героя заимствовать чужие мысли, а не выражать свои.
Какую роль играют Загорецкий и Репетилов в комедии? Их роль, казалось бы, незначительна. Они пытаются казаться своими в фамусовском обществе, они не вступают в открытый конфликт с Чацким. Но именно с их легкой руки в третьем действии распространяется сплетня о сумасшествии главного героя.
Начинается все с, казалось бы, безобидной фразы Софьи:
А, Чацкий! Любите вы всех в шуты рядить,
Угодно ль на себе примерить?
Но эта фраза была подхвачена и развита Загорецким:
А! знаю, помню, слышал,
Как мне не знать? Примерный случай вышел;
Его в безумные упрятал дядя-плут…
Этот слух очень быстро распространяется и в результате обрастает множеством подробностей, которые сообщают “очевидцы”. Грибоедов мастерски показывает “игру в испорченный телефон”, итогом которой становится невероятный слух о том, что Чацкий сошел с ума.
Именно из-за таких болтливых, не имеющих своего мнения людей, как Загорецкий и Репетилов, происходят подобные недоразумения, приводящие к достаточно вразумительным и не всегда положительным последствиям. Такие люди создают плодотворную почву для фамусовых, которые используют эту почву для противостояния с Чацким. Я уверен(а), что в равной борьбе Чацкий, несомненно, победил бы, и конец комедии был бы другим. Фамусов, хоть и приверженец старого, но он имеет свою точку зрения и никогда не признает мнение противника. А Загорецкий с Репетиловым готовы принять любую сторону, их не интересует, какую, лишь бы их везде принимали и считали “передовыми”.
Таким образом, эти два персонажа – серые, нейтральные личности, “пустомели” и любители поболтать. Они никогда не находятся в центре внимания, но с их молчаливого согласия или небольшого участия происходит личная и социальная драма Чацкого. Они – лишь свидетели происходящего, но… Кто знает, если бы они вели себя по-другому, главный герой, возможно, не сбежал бы из дома Фамусова и из Москвы “искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок”…



spacer
Роль Репетилова и Загорецкого в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”