Образ Чацкого в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”

1. Вступление. Чацкий – главный герой комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”.
2. Основная часть. Характеристика образа.
1) Чацкий – проповедник новых идей:
• взгляд героя на современную ему эпоху;
• отношение Чацкого к госслужбе;
• осуждение героем культа “чужого мнения” в московском обществе;
2) эволюция образа Чацкого на протяжении комедии – от молодого романтика до разочарованного безумца;
3) взгляды Чацкого – насущная потребность общества (патриотизм, приоритет долга и чести, человеческая порядочность

и чувство собственного достоинства и т. д.)
3. Заключение. Чацкий – национальный тип, характерный для переломных эпох в обществе.
Александр Андреевич Чацкий – главный герой комедии “Горе от ума”. Как указывает сам Грибоедов, Чацкий находится в “противуречии” с московским обществом”. Больше того, это единственный “здравомыслящий человек” на “25 глупцов” в произведении.
В лице Чацкого автор изобразил прогрессивного человека своего времени, чьи интеллектуально-нравственные запросы несоизмеримо выше тех проблем, которыми живет фамусовская Москва. Придя в дом Фамусова исключительно
из-за Софьи, которую герой, несмотря на прошествие многих лет, любит, Александр Андреевич не может примириться с образом жизни и мысли московского общества. Чацкий спорит с главными представителями “века минувшего” в комедии, представляя в монологах свою программу.
Здесь герой выступает как горячий проповедник новых идей. Он не принадлежит к числу тех рассудительных молодых людей, которые, являясь в свет, чтобы блистать и делать карьеру, знают, когда, кому и сколько следует высказать, а когда – промолчать. Чацкий – один из тех безрассудных проповедников, которые, будучи первыми провозвестниками новых идей, готовы проповедовать даже тогда, когда их никто не слушает.
Так появляется монолог Чацкого “И точно начал свет глупеть…”, в котором он сравнивает “век нынешний и век минувший”. Герой уверен, что
Нет, нынче свет уж не таков…
Вольнее всякий дышит
И не торопится вписаться в полк шутов.
Мы узнаем, что Чацкий отказался от государственной службы по причине: “Служить бы рад, прислуживаться тошно”. Александра Андреевича возмущает, что служба перестала быть благородной. Она превратилась в прислуживание лицам, а не делу, чинопочитание, бюрократизм, холопскую подчиненность.
В монологе Чацкого “А судьи кто” высмеивается всеобщая увлеченность военным мундиром. Здесь герой с возмущением говорит, что строгие ценители и судьи, дожившие до седин, отрицая и пресекая в молодежи любовь к наукам и искусствам, понимают и поощряют только одну страсть – к мундиру, то есть к муштре, отсутствию собственных мыслей, самостоятельной жизненной позиции.
На мой взгляд, Чацкий в комедии выступает как бунтарь-одиночка, наивно полагающий, что “век нынешний” уже сделал свои завоевания:
Хоть есть охотники поподличать везде,
Да нынче смех страшит и держит стыд в узде.
В первых сценах комедии Чацкий выступает как мечтатель, романтик. Он верит в возможность нравственного перевоспитания погрязшего в пороках общества. Потому, как мне кажется, герой вступает в спор с Фамусовым, адресуется со своими обличениями к Скалозубу, раскрывает перед Софьей мир своих чувств и переживаний.
Однако иллюзии Чацкого вскоре рассеиваются – герой сталкивается с философией Скалозуба и Молчалина. Эти люди, столь желанные в доме Фамусова, являются ровесниками Александра Андреевича, но их психология – это психология “века минувшего”.
Чацкий превосходно понимает свою несовместимость с миром фамусовых, молчалиных и скалозубов. Оболганный и оскорбленный обществом, он убеждается в безнадежности своей проповеди. Надежды и мечты Чацкого терпят крушение. Он понимает, что обманывался в своих чувствах.
К финалу комедии интонация и лексика монологов Чацкого резко меняется. Герой полностью избавляется от иллюзий, но не отказывается от убеждений. Гуманист, защитник свободы и независимости личности, Чацкий резко выступает против крепостного права, пропагандирует идею национальной самобытности русского народа, рабской морали москвичей противопоставляет высокое понимание чести, долга, общественной роли личности.
С особой силой живой и мужественный характер героя выявляется в его последнем монологе. “Не образумлюсь”, – говорит он Фамусову. Здесь Грибоедов подчеркивает стойкое неприятие прозревшим героем фамусовского мира, его непримиримость с этим миром:
Мечтанья с глаз долой, и спала пелена…
Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,
Где оскорбленному есть чувству уголок!..
Таким образом, в финале комедии, разгромленный и подавленный. Чацкий бежит из Москвы. Однако он не меняет своих взглядов и не предает своих убеждений.
Весь круг идей Чацкого сосредоточен на главных для России проблемах: общественный прогресс, социальная и нравственная справедливость, счастье Отечества и народа как условие личного счастья каждого.
Чацкий – национально-русский тип, и проблемы, его волнующие, и сам характер его столкновения с обществом отличаются национальным своеобразием. Этот тип, как справедливо указывал еще И. А. Гончаров, неизбежен при смене одного века другим: “Чацкие живут не переводятся в обществе… где.., длится борьба свежего с отжившим, больного со здоровым…”. А значит, следуя логике русского писателя, победа чацких неизбежна – они способствуют победе в обществе нового, здорового, прогрессивного.



spacer
Образ Чацкого в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”