Разговор Катерины с Варварой (анализ 2 явления II действия пьесы А. Н. Островского “Гроза”)

Пьеса А. Н. Островского “Гроза” – одно из лучших и наиболее известных произведений великого русского драматурга. Написанная в 1869 году, эта пьеса до сих пор не сходит с театральных подмостков, находя отклик в каждом новом поколении читателей и зрителей.
Действие “Грозы” разворачивается в провинциальном купеческом городе Калинове. Добролюбов назвал этот город “темным царством”. Здесь многовековой патриархальный уклад определяет жизнь людей из поколения в поколение. За сохранением законов патриархальной жизни строго

следят уважаемые люди города во главе с Марфой Игнатьевной Кабановой (Кабанихой).
Жизнь в “темном царстве”, безусловно, “трудна и душна”. Но пожилое поколение Калинова уже не мыслит себе другой жизни, поэтому терпит. Молодежь же стремится жить по-другому, так, как требует их душа. Дети в семье самой Кабанихи – Тихон, Варвара, невестка Катерина – хотят воли. Но добиваются они ее по-разному, в зависимости от склада характера и представлений о жизни.
Катерине Кабановой невыносимо жить под вечно укоряющим и осуждающим оком свекрови. Ни одного доброго слова не услышала она от истинной главы семьи – Кабанихи.
Слабовольный муж Катерины Тихон полностью находится под каблуком у матери, живет с постоянной оглядкой на нее. А светлой и открытой натуре героини хочется ласки, любви, свободы – другой жизни. Возможность другой жизни она видит в своей любви к Борису Григорьевичу, образованному и воспитанному молодому человеку.
Катерина очень религиозна. Ее моральные принципы не позволяют даже думать об измене. Но душа героини стремится к полету (“…отчего люди не летают так, как птицы?”), к радостной, счастливой жизни. Это противоречие изводит Катерину, заставляет ее мучиться.
Во 2 явлении II действия героиня провожает мужа в поездку. Здесь происходит ее разговор с Варварой, которая является полной противоположностью Катерины. Варваре неведомы душевные муки ее невестки. Дочь Кабанихи тоже не устраивает жизнь, проповедуемая матерью. Но она выше всего ставит свои желания, не задумываясь о моральной стороне вопроса. Когда Катерина признается Варваре в своей любви к Борису, та советует ей обманывать всех окружающих и делать то, что хочется: “Ну, а ведь без этого нельзя; ты вспомни, где ты живешь! У нас весь дом на этом держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало”.
Мне кажется, что обвинять одну Варвару в лицемерии неправильно. Весь уклад дома Кабанихи и жизни в Калинове подсказывает такой, наиболее удобный, способ существования. Недаром Варвара рассказывает Катерине, что и Тихон обманывает мать, пускаясь во все тяжкие во время своих “деловых” поездок.
Но такая цельная и светлая личность, как Катерина, не может принять лжи. Ее решительная натура требует открытых действий. Героиня понимает, что “сердце ее никогда не уходится”, т. е. всю жизнь она будет стремиться к вольной и радостной жизни. И в своем стремлении к такой жизни Катерина готова на самые безрассудные поступки. Она рассказывает, что “зародилась горячей”. В детстве, в ответ на обиду, маленькая Катя вечером одна уплыла в лодке: “На другое утро уж нашли, верст за десять!”
Но в момент разговора с Варварой Катерина изо всех сил пытается остаться верной женой, сохранить свою совесть и честь, не думать о Борисе: “Я его и знать не хочу! Я буду мужа любить. Тиша, голубчик мой, ни на кого тебя не променяю!”
Однако сделать это героине очень тяжело: Варвара соблазняет Катерину разговорами о Борисе Григорьевиче. В этом эпизоде дочь Кабанихи выступает в роли искусителя. Недаром Катерина в разговоре с ней упоминает о своем сне: “Знаешь ли ты, меня нынче ночью опять враг смущал. Ведь я было из дому ушла”.
Живя по принципу “делай, что хочешь, только бы шито да крыто было”, Варвара предлагает такой путь и Катерине, но та отвечает: “Не хочу я так! Да и что хорошего! Уж я лучше буду терпеть, пока терпится”. В конце концов Варвара вырывает у Катерины признание: “А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержать меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!”
Варваре непонятны и безразличны душевные муки Катерины. Она эгоистично играет с героиней, делает ее своей сообщницей, уговаривая ночевать в саду: “Я б тебя и не звала, да меня-то одну маменька не пустит, а мне нужно”. Тем самым Варвара подталкивает Катерину к греховной измене, в итоге – к самоубийству.
Таким образом, в разговоре Катерины с Варварой во 2 явлении II действия пьесы обозначаются жизненные позиции героинь, вырисовывается их духовный облик. На фоне эгоистичной и циничной Варвары, совершающей все украдкой, “чтобы шито да крыто было”, раскрывается цельная и светлая натура Катерины. Для этой героини главное не то, что подумают люди, а ее совесть, нравственный закон души. Именно его изо всех сил и стремиться не нарушить героиня. Но, в то же время, Катерина понимает, что жизнь в Калинове душит ее, не давая исполниться мечте о свободной и счастливой жизни.
Катерина осознает, что если настанет момент, когда больше терпеть будет невозможно, то она не побоится совершить решительный шаг и разорвать путы, связывающие ее, даже ценой собственной жизни.



spacer
Разговор Катерины с Варварой (анализ 2 явления II действия пьесы А. Н. Островского “Гроза”)