Своим взглядам, идейно объединявшим поэта со всей передовой Россией, Пушкин не изменил ни в ссылке, ни после разгрома декабристов. Об этом говорят написанные в 1827 году стихи «В Сибирь» и «Арион».
С женой декабриста Муравьева, уезжавшей в 1827 году к мужу, сосланному в числе других в Сибирь, Пушкин отправил послание своим опальным друзьям. Этот поступок был проявлением высокого мужества поэта, так как после жестокой расправы царя с декабристами даже самые близкие родные и друзья старались не поддерживать с ними сношений. В послании «В Сибирь» Пушкин с огромной поэтической силой высказал мысль о великом историческом значении дела декабристов, призывал их к мужественному терпению и выражал надежду на близкую революцию, которая освободит сосланных на каторгу друзей:
Оковы тяжкие падут,
Темницы рухнут-и свобода
Вас примет радостно у входа…
Насколько для декабристов был дорог этот привет поэта, показывает их ответное стихотворение, написанное декабристом А. И. Одоевским:
Струн вещих пламенные звуки
До слуха нашего дошли.
К мечу рванулись наши руки,
Но лишь оковы обрели.
Но будь покоен, бард, цепями,
Своей судьбой гордимся мы
И за затворами тюрьмы
В душе смеемся над царями.
Одоевский в ответе Пушкину выразил твердую уверенность декабристов в том, что дело, начатое ими, не заглохнет: «из искры возгорится пламя».
В том же 1827 году, отправив свое послание «В Сибирь», Пушкин написал еще одно стихотворение, посвященное декабристам,- «Арион». Так как оно предназначалось для печати, то поэт прибегнул к аллегорической (иносказательной) форме.
Для выражения своих мыслей и чувств Пушкин использовал древнегреческую легенду о поэте и музыканте Арионе. Арион плыл на корабле в открытом море. Корабельщики хотели убить его, чтобы завладеть его богатствами. Арион упросил их позволить ему спеть перед смертью песню. Закончив пение, он сам бросился в волны. Но дельфин, привлеченный его пением, вынес его на своей спине на берег.
Чудом спасшийся Арион — это Пушкин. Поэт говорит о себе как о певце декабризма, пропагандисте декабристских идей.
Пловцы в челне — это дружный коллектив декабристов, членом которого изображен и сам поэт.
В картине налетевшей бури и ее последствий поэт рисует восстание декабристов, его разгром и трагическую судьбу его руководителей и участников. Случайно спасшийся певец остался верен своим товарищам, их делу: «Я гимны прежние пою»,- заявляет о себе поэт.
В соответствии с содержанием стихотворения Пушкин применяет старинные слова, звучащие более торжественно, чем обычные: кормщик (кормчий — рулевой), лоно волн, гимны (торжественные песни), риза (вместо одежда]. Силу и сплоченность декабристов, их настойчивое стремление достичь своей цели подчеркивают такие словесные образы, как «иные парус напрягали, другие дружно упирали вглубь мощны веслы».
Герцен так писал о времени, наступившем после разгрома декабристов: «Душой всех мыслящих людей овладела глубокая грусть. Одна лишь звонкая и широкая песнь Пушкина звучала в долинах рабства и мучений. Эта песнь продолжала эпоху прошлую, наполняла мужественными звуками настоящие и посылала свой голос отдаленному будущему».
Где спорю вслух, где чувствую живее,
И где мы все, прекрасного друзья,
Чем вялые, бездушные собранья…
Так пишет он в 1819 году своему лицейскому товарищу Горчакову. Пушкина объединяло с его лицейскими друзьями кипение ума, вольность мысли, живые чувства, любовь к прекрасному, к искусству. Такого типа дружба, выросшая на основе общих идейных интересов,- самая высокая и глубокая.
В стихотворном послании к Чаадаеву в 1821 году Пушкин посвящает ему такие строки:
Ты был целителем моих душевных сил…
Ты другу заменил надежду и покой;
Во глубину души вникая строгим взором,
Ты оживлял ее советом иль укором;
Твои жар воспламенил к высокому любовь…