Анализ стихотворений В. Маяковского “Блэк энд Уайт” и “Бруклинский мост”

Стихотворения Маяковского “Блэк энд Уайт” и “Бруклинский мост” были созданы в 1925 году, во время поездки поэта по США. Оба стихотворения вошли в цикл “Стихи об Америке” и были прочитаны Маяковским в Москве в качестве отчета о своем путешествии.
“Блэк энд Уйат” – типичная сатира на капиталистический “образ жизни” – была написана поэтом после его поездки в Гавану. Контраст, заявленный уже в названии произведения, является здесь ведущим художественным приемом. Автор показывает, что в Гаване, прекрасной солнечной

стране (“Если Гавану окинуть мигом – рай-страна, страна что надо”), существует четкое разделение жителей по цвету кожи и, в связи с этим, по уровню жизни: “В Гаване все разграничено четко. у белых доллары, у черных – нет”. Именно поэтому “Белый ест ананас спелый, черный – гнилью моченый. Белую работу делает белый, черную работу – черный”.
Чем объясняется такая несправедливость? Абсолютно ничем, убежден автор. Он не находит объяснения тому, почему негр Вилли – главный герой стихотворения – должен всю жизнь стоять со щеткой в руках “у “Энри Клей энд Бок, лимитед”. И важно, что такая
участь – “Мал его радостей тусклый спектр: шесть часов поспать на боку, да разве что вор, портовой инспектор, кинет негру цент на бегу” – уготована герою была еще до рождения, и изменить ее он не может: “От этой грязи скроешься разве?”
Если приглядеться попристальнее, утверждает автор, Гавана оказывается вовсе не такой уж райской страной. Здесь царят зверские законы и дикая, противоестественная, несправедливость. Именно поэтому даже Вилли, которого “мало вопросов сверлили”, мучает одна “закорюка”: если все в Гаване распределяется по цвету – черному или белому, тогда в этом нужно идти до конца: “Почему и сахар, белый-белый, должен делать черный негр? Черная сигара не идет в усах вам – она для негра с черными усами”.
Мы видим, что в забитом Вилли просыпается протест. Однако в Гаване он никогда не сможет принести никаких плодов – слишком сильна в этой капиталистической стране власть “белых”: “Вытер негр о белые подштанники руку, с носа утершую кровь”.
Автор противопоставляет Гавану советской России, где, по его утверждению, смогли решить проблему классовой несправедливости. Поэт убежден, что Вилли (а, в общем смысле, всему угнетенному народу Гаваны) нужно обратиться за помощью к СССР: “в Коминтерн, в Москву”.
Стихотворение “Бруклинский мост” наполнен, казалось бы, другим пафосом:
Издай, Кули? дж,
радостный клич!
На хорошее
и мне не жалко слов.
Поэт не может не восхищаться Бруклинским мостом – этим масштабным сооружением человеческих рук, соединившим два острова в Нью-Йорке, открывшим дорогу всем видам транспорта, расширившим горизонты человеческих возможностей.
Маяковский-максималист, не устающий воспевать величие человека, отдает должное плоду технического прогресса, рядом с которым чувствуешь себя маленьким и слабым: “вхожу, смиренный, на Бру? клинский мост”; но, в то же время, причастным к великому: “влезаю, гордый, на Бруклинский мост”.
А мост, действительно, огромен, величествен, прекрасен. Он практически не “ощущает” колебанья многотонных поездов (“поезда? с дребезжаньем ползут, как будто в буфет убирают посуду”), а мачты кораблей представляются отсюда булавочными головками.
Герою стихотворения близок дух технического прогресса, идея, которую воплощает Бруклинский мост: “борьба за конструкции вместо стилей, расчет суровый гаек и стали”. Больше того, поэт убежден, что по этому мосту можно будет судить о том времени, в которое он живет.
А это время – грандиозное, время прогресса и невероятных достижений человечества. Но это – с одной стороны. С другой же – это эпоха дикости и первобытности, потому что эпоха колоссальной несправедливости:
Здесь
жизнь
была
одним – беззаботная,
другим –
голодный
протяжный вой.
Таким образом, и в этом стихотворении проявляется контраст бедности и богатства, счастья и горя. Мы понимаем, что это противопоставление – главное впечатление поэта от поездки по Америке. И в контексте его “социальных” размышлений Бруклинский мост из символа человеческой мощи превращается в символ “капитализма со звериным лицом”, за красотой скрывающий свое уродство. И совсем неоднозначно звучат финальные строки стихотворения:
Бру? клинский мост –
да…
Это вещь!
Таким образом, стихотворения “Блэк энд Уйат” и “Бруклинский мост”, отражающие впечатления Маяковского от поездки по Гаване и от созерцания Бруклинского моста в Нью-Йорке, объединены единой мыслью. Несмотря на все технические достижения Америки, несмотря на ее мощь и потенциал, жизнь здесь в корне неверна. Американцы нарушают главный постулат, считает Маяковский, – улучшают жизнь одних за счет миллионов жизней других. И это, по мнению поэта, перечеркивает всю “прекрасность” “райской” Америки. В связи с этим, подспудно, выражается мысль о “правильности” пути советской России, где не все гладко в социальном плане, но верен основной принцип – равенства всех людей.
Были ли это истинные мысли Маяковского, или ему приходилось писать в угоду советской власти? Мы помним, что через пять лет поэт трагически уйдет из жизни, разочаровавшись в том, во что искренне верил и на что положил свою жизнь. Но, в любом случае, впечатления от путешествия по Америке сильно повлияли на Маяковского и подтолкнули его к созданию талантливого цикла “Стихи об Америке”.



spacer
Анализ стихотворений В. Маяковского “Блэк энд Уайт” и “Бруклинский мост”