Последняя встреча Раскольникова с Порфирием Петровичем. (Анализ эпизода из романа Ф. М Достоевского «Преступление и наказание», ч. VI, гл. II.)

Роман Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» — «одно из самых сложных произведений русской литературы, в котором автор рассказал об истории гибели души главного героя после совершения им преступления, об отчуждении Родиона Раскольникова от всего мира, от самых близких ему людей — матери, сестры, друга…
После сцены убийства практически сразу начинается наказание преступника. Ведь дальнейший ход романа является опровержением теории Раскольникова.
От убийства до признания проходит всего месяц. Борьба

с самим собой не прекращается ни на минуту. И все время «за кулисами» ощущается присутствие Порфирия Петровича, хотя встречаются эти герои за все время всего три раза.
Следователь сбрасывает маску только в последний момент, когда приходит к Раскольникову на квартиру. Он симпатизирует Родиону, желает ему добра, но он же и провокатор, который должен вытянуть признания у подозреваемого. Роль следователя в романе — это постоянные подсмеивания над главным героем, при всей серьезности отношения к нему. Следователь сострадает Раскольникову, по-своему любит его, и Родион никак не может уловить, когда Порфирий
Петрович серьезен, а когда валяет дурака. Он говорит страшные, вещи, делает ужасные намеки, но их шутейная форма больше, чем намеки, задевает Родиона. Смех следователя превращает гиганта Раскольникова в комика. Против этого принижения Родион восстает и на этом и попадается.
Порфирий — это загадка для героя, магнит, к которому он тянется и от которого отталкивается. Следователь воле Раскольникова противопоставляет свою волю. Лицо Порфирия Петровича и его «хи-хи», смешанные с состраданием, нетерпимы для «наполеончика» из Столярного переулка. И лишь когда он приходит к Раскольникову на квартиру, он не смеется, не подхихикивает и этим снимает маску и добивает Раскольникова. Следователь откровенно обвиняет его и предлагает явиться с повинной, хотя арестовать его нельзя из-за отсутствия доказательств. Он уверен, что у Раскольникова все наладится со временем, что ему «давно уже воздух переменить надо», что ему просто необходимо пострадать — это его излечит.
Прощаясь, Порфирий Петрович советует Раскольникову, ежели он надумает покончить самоубийством, оставить «краткую, но обстоятельную записочку» в две строчки, поскольку так «благороднее будет-с». Измотанный страхом разоблачения Раскольников пересматривает если не саму свою теорию, то свое место в ней, и с омерзением чувствует вдруг, как он ослабел, физически ослабел. «Я это должен был знать, — думал он с горькою усмешкой, — и как смел я, зная себя, предчувствуя себя, брать топор и кровавиться?.. Я обязан был заранее, знать… Э! Да ведь я же заранее и знал!.. — прошептал он в отчаянии».
Читая Достоевского, мы продолжаем удивляться силе его художественного прозрения. В чем же такая необыкновенная притягательность творчества этого писателя? Каждая строчка его книг посвящена человеку. В центре его творчества стоит человек и вечные вопросы человеческого бытия, вопросы добра и зла, на которые он пытается дать ответ. Главную задачу своего творчества Достоевский видел в том, чтобы искать человека в человеке. Болью и состраданием за «униженных и оскорбленных» пронизаны произведения писателя-гуманиста, человека, который думал, страдал и мучился.



spacer
Последняя встреча Раскольникова с Порфирием Петровичем. (Анализ эпизода из романа Ф. М Достоевского «Преступление и наказание», ч. VI, гл. II.)