Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» вполне соотносим с фразой А. С. Пушкина: «Презирать суд людей не трудно, презирать суд собственный — невозможно». Философская проблема, представленная в цитате, ярко отображена в романе о преступлении. Главного героя произведения, Родиона Раскольникова, никак нельзя назвать обычным преступником. Это молодой человек с философским складом ума, всегда готовый прийти на помощь, анализирующий свои мысли и поступки, судящий самого себя («Я себя убил, а не старушонку»). Достоевский воплотил в Раскольникове черты «сильных личностей», с которыми познакомился на каторге, во время написания романа. Это люди, ставящие себя выше нравственных законов общества.
На вопрос: возможно ли уничтожение одних людей ради счастья других? — автор и его герой отвечают по-разному. Н. Бердяев писал по этому поводу: «Своевольное убийство даже последнего из людей, самого зловредного из людей не разрешается духовной природой человека… Вечный закон вступил в свои права, и он (Раскольников) попал под его власть. Христос пришел не нарушать, а исполнять закон… Не так поступали те, которые были подлинно великими и гениальными, которые совершали великие деяния для всего человечества. Они не считали себя сверхчеловеками, которым все дозволено, и потому много могли дать «человеческому».
Раскольников считает, что убийство одного человека ради счастья других возможно, так как это «простая арифметика». Нет, утверждает Достоевский, не может быть в мире гармонии, если прольется хоть одна слезинка ребенка (ведь Родион убивает и Лизавету с неродившимся ребенком). Но герой находится во власти автора, и потому в романе античеловеческая теория Раскольникова терпит крах.
Бунт героя, лежащий в основе его теории, порожден социальным неравенством в обществе. Достоевского волновала судьба «девяти десятых человечества», нравственно униженных, социально обездоленных в условиях современного ему буржуазного строя. «Преступление и наказание» — роман, воспроизводящий картину социальных страданий городской бедноты, нищеты. Деньги — спасение для обездоленных людей, считает Раскольников. Судьба Мармеладова опровергает эти убеждения. Беднягу не спасают даже деньги его дочери, он раздавлен морально и уже не может подняться со дна жизни. Установление социальной справедливости насильственным путем Раскольников объясняет как «кровь по совести».
Родион решает уничтожить «ненужное меньшинство». Если герой и ему подобные берут на себя такую высокую миссию — защитников униженных и оскорбленных, то они неизбежно должны считать себя людьми необыкновенными, которым все дозволено, то есть неизбежно кончать презрением к тем самым униженным и оскорбленным, которых они защищают.
Не зря на себялюбивые рассуждения Лужина Родион отвечает: «Доведите до последствий, что вы давеча проповедовали. И выйдет, что людей можно резать». Раскольников считает, что преступать закон могут только «настоящие люди», так как они действуют на благо человечества. Но Достоевский со страниц романа провозглашает: любое убийство недопустимо.
К чему же в результате приходит Раскольников, считая себя вправе убивать людей? Он делит людей на «избранных» и «тварей дрожащих». И Достоевский, снимая с наполеоновского пьедестала своего героя, говорит нам, что не счастье людей волнует Раскольникова, а его занимает вопрос: «…вошь ли я, как все, или человек? Тварь ли я дрожащая или право имею…» Он мечтает властвовать над людьми, так проявляется его суть. Опровергая жизненные цели своего героя, проповедуя христианские принципы («Не убий!»), Достоевский вводит в роман образ Сони Мармеладовой. Длительная любовь к ближнему, способность отозваться на любую чужую боль, делает образ Сони идеальным. Именно с позиций этого идеала в романе произносится приговор. Для Сони все люди имеют одинаковое право на жизнь. Никто не может добиваться счастья своего или чужого путем преступления. Соня, по мысли Достоевского, воплощает народное начало: терпение и смирение, безмерную любовь к человеку.
Спасает и воссоединяет отпавшего человека с Богом только любовь. Сила любви такова, что она может содействовать спасению даже такого грешника, как Раскольников.
Мысль о неприкосновенности любой человеческой личности играет главную роль в понимании романа. В образе Раскольникова писатель казнит отрицание самоценности человеческой личности и показывает, что любой человек, в том числе и отвратительная старуха-процентщица, священен и неприкосновенен, и в этом отношении люди равны. Но мы знаем, Раскольников позволил себе не согласиться с этим, совершая убийство. В «Преступлении и наказании» в очередной раз доказываются слова Пушкина, так как в романе наглядно показано, как «собственный суд» Родиона вынес самый строгий выговор.