Наивысшим художественным достижением А. Н. Островского в предреформенные годы стала драма «Гроза». Автор переносит нас в провинциальный купеческий городок Калинов, жители которого упорно держатся за веками сложившийся образ жизни. Но уже в начале пьесы становится ясно, что те общечеловеческие ценности за которые ратует Домострой, давно уже потеряли свои смысл...
Островский А. Н
Образ Катерины в пьесе А. Н. Островского «Гроза»
Мне умереть не страшно, а как я подумаю, что вот вдруг я явлюсь перед богом такая, какая я здесь — вот что страшно. А. Н. Островский. Гроза. Образ Катерины Кабановой — главной героини пьесы А. Н. Островского «Гроза» — до сих пор вызывает множество споров и противоречивых мнений. Кто-то...
Такие разные женские лица (по пьесам «Свои люди — сочтемся!», «Гроза»)
Александр Николаевич Островский начал писать еще в студенческие годы. Его литературные взгляды складывались под влиянием Белинского и Гоголя: молодой человек с самого начала литературного пути объявил себя приверженцем реалистической школы. Островский был необыкновенно конкретен в своем творчестве. Изучая окружающую его действительность, нетрудно представить события, факты и лица, которые могли...
Народные истоки характера Катерины (По пьесе А. Н. Островского «Гроза»)
«Общественный сад на высоком берегу Волги; за Волгой — сельский вид», — такой ремаркой Островский открывает «Грозу». Действие русской трагедии возносится над волжской ширью, распахивается на всероссийский простор, ему сразу же придается поэтическая окрыленность: «Не может укрыться град, в верху горы стоя». В устах Кулигина звучит песня «Среди долины...
Тема вины и возмездия в драме А. Н. Островского «Гроза»
Была ли любовь Катерины Кабановой из пьесы А. Н. Островского «Гроза» преступлением? Заслужила ли бедная женщина такое страшное наказание? Несчастья Катерины начинаются после того, как, выйдя замуж за Тихона Кабанова, она переезжает в его дом. Там молодая женщина понимает, что попала в чуждую ей среду, в царство невежества, косности...
Изображение мира московского купечества в комедии «Свои люди — сочтемся!»
Пьесы Александра Николаевича Островского нередко называют «окном» в купеческий мир творений были купцы всех гильдий, лавочники, приказчики, мелкие чиновники… Островского даже называли «Колумбом Замоскворечья», ведь он, как Колумб, открыл русскому читателю целый мир — мир московского Замоскворечья, «страны» московского купцов. Многие сюжеты для своих комедий драматург не придумывал, а...
Поэтическая сказка А. Н. Островского «Снегурочка»
Поэтическая сказка «Снегурочка» стоит особняком среди целого ряда других произведений Островского. В других пьесах Островский рисует мрачные картины купеческой среды, критикует суровые нравы и показывает весь трагизм одинокой души, вынужденной существовать в условиях «темного царства». Произведение «Снегурочка» — это удивительная сказка, в которой показана красота окружающего мира, любви, природы,...
Образ Кулигина в пьесе Островского
Пьеса «Гроза», написанная Александром Николаевичем Островским, рассказывает о жизни в небольшом городке Калинове, в котором самодурство богатых помещиков не знает границ. «Темное царство», олицетворяющее этих помещиков, не имеет над собой начальников, которые могли бы высказать им свое неодобрение. Каждый житель Калинова не согласен с этой несправедливостью, а некоторые решаются...
Мать и дочь в драме А. Н. Островского
Девятнадцатый век в России — это время освобождения от крепостной зависимости. В эти годы писатели, поэты и другие творческие люди чаще и больше. Говорили о свободе, и не только крестьян. В эти времена женщины не имели таких прав, каких имели мужчины: женщина подчинялась мужчине и даже может служить его...
Смысл названия драмы А. Островского «Гроза»
После выхода из печати и постановки драмы Островского «Гроза» современники увидели в ней призыв к обновлению жизни, к свободе, ведь написана она была в 1860 году, когда все ждали отмены в стране крепостного права. В центре пьесы — общественно-политический конфликт: конфликт хозяев жизни, представителей «темного царства», с их жертвами....
Символика имен в пьесах А. Островского «Гроза», «Бесприданница», «Лес»
Пьесы А. Островского насыщены разнообразной символикой. Прежде всего это символы, связанные с миром природы: лес, гроза, река, птица, полет. Очень важную роль играют в пьесах и имена героев, чаше всего имена античного происхождения: древнегреческие и римские. Мотивы античного театра в произведениях Островского еще недостаточно исследованы, поэтому учесть все смысловые...
Знакомство Паратова и Карандышева
Драма А. Н. Островского «Бесприданница», написанная в 1879 году,] отразила характерные для того времени явления: резкий скачок развитая торговли и промышленности, изменение прежнего «темного царства» в сторону цивилизации, упадок дворянства и его роли в обществе. Но Островского интересует в первую очередь подъем чувства личности, вызванный реформами, поэтому «Бесприданница» —...
Прощание Катерины с Тихоном. (Анализ сцены из II действия драмы А. Н. Островского «Гроза».)
Русские писатели XIX века часто писали о неравноправном положении русской женщины. «Доля ты! — русская долюшка женская! Вряд ли труднее сыскать!» — восклицает Некрасов. Писали на эту тему Чернышевский, Толстой, Чехов и другие. А как открыл трагедию женской души А Н. Островский в своих пьесах?.. «Жила-была девушка. Мечтательная, добрая,...
Такие разные женские лица (по пьесам «Гроза» и «Бесприданница»)
Александр Николаевич Островский явился создателем репертуара русского национального театра. Его пьесы: «Свои люди — сочтемся», «На всякого мудреца довольно простоты», «Лес», «Доходное место», «Гроза», «Бесприданница»-не сходят со сцен театров до сих пор. В пьесах драматург вскрыл жизненные нравы купеческой Москвы. В изображении героев Островский был совершенно оригинален. Осуждая купцов-самодуров...
Жанровое своеобразие и характер основного конфликта пьесы А. Н. Островского «Гроза»
Пьесу А. Н. Островского «Гроза», написанную в 1859 году, рассматривают в русской литературе как социально-бытовую драму и как трагедию. Некоторые критики ввели даже понятие, объединяющее эти два жанра, — бытовая трагедия. Но чтобы точнее определить жанр «Грозы», надо разобраться в сути драматического и трагического. Драматизм в литературе, в художественном...
Проблемы человеческого достоинства в пьесе «Гроза»
Достоинство — это нечто внутреннее, не материальное в человеке, устремляющееся навстречу другому человеку, например в любви, навстречу миру, в добрых поступках и отнимаемое или нарушаемое в случаях проявления злобы, агрессии. Достоинство, как проявление всех прав и свобод, не всегда понимается и воспринимается. Связано это стем, что существует два вида...
Душевная драма Катерины (по пьесе А. Н. Островского «Гроза»)
Характер состоит в способности действовать по принципам. А. Н. Островский написал много пьес из жизни купечества. Они настолько правдивы и ярки, что Добролюбов назвал их «пьесами жизни». В этих произведениях жизнь купечества описывается как мир затаенной, тихо вздыхающей скорби, мир тупой, ноющей боли, мир тюремного гробового молчания. А если...
Тема утраченных иллюзий в драме А. Н. Островского «Бесприданница»
Прав был Веловецкий, когда сказал: «Судьба дорого продает то, что она обещает дать». Судьба подарила Ларисе Огудаловой чуткое и нежное сердце, способное любить и стремиться быть любимой, способное искать свое настоящее призвание и цельное счастье. Но за все это Лариса платит очень высокую цену. И цена эта — прозрение....
В чем состоит драма Ларисы Огудаловой
Драма Островского «Бесприданница» построена на классической естественности и простоте образов героев, но в то же время на сложности их характеров и поступков. Драма не похожа на другие, в ней нет крепко завязавшихся интриг, герои такие же люди, но с отличием в том, что они более простые, их легко понимать....
Применимо ли к Катерине изречение «без вины виноватая»? (по пьесе А. Н. Островского «Гроза»)
Главной героиней пьесы А. Н. Островского «Гроза» (1859) является Катерина Кабанова — молодая женщина купеческого сословия, тщетно пытающаяся изменить свою жизнь и стать счастливой. «Гроза» — одно из самых новаторских произведений Островского. Проблематика этой пьесы связана с ранними произведениями драматурга, но здесь дан совершенно новый взгляд на столь близкое...