Образ Евгения Онегина в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Александр Сергеевич Пушкин в своем романе «Евгений Онегин» показал современную ему эпоху. Пушкин был первым, кто разглядел черту, характерную для молодых людей начала 19 века: человек в обществе одинок, если он образованнее других. Автор «Евгения Онегина» проследил истоки этого явления: поверхностное воспитание, беспорядочное подражание европейской культуре, условность дворянского уклада жизни, отсутствие духовных и общественных интересов у большинства людей.
Пушкин называет Онегина «старым приятелем». Он настолько хорошо знает все его привычки и мысли, что невольно возникает ощущение, что в противоречивости образа Онегина, в описании его уклада жизни Пушкин в какой-то мере выразил себя. Может быть, именно поэтому он позволяет себе иногда быть очень суровым к этому персонажу. Первая глава показывает Онегина в Петербурге. Здесь он столичный франт, которые уже вполне постиг «науку страсти нежной». Обстоятельства, а точнее сказать, скука, приводят его в деревню, где от блистательности нашего героя не осталось и следа. Лишь ярче стали нелюдимость и презрительность в общении с окружающими.
Появление на страницах романа Ленского, и то, что он стал другом Онегина, — важный прием. С помощью Владимира, его открытого взгляда на жизнь, образ Онегина становтся ярче и драматичнее:
Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не так различны меж собой.
Ленский представляет собой как бы зеркало, которое отображает былого Евгения. Ведь Онегин тоже был когда-то восторженным. Любовь Ленского к сестре Татьяны Ольге искренна и романтична. И Онегин когда-то любил. Но жизнь в Петербурге сделала его циничным, поэтому его оценка Ольги Лариной довольно сурова. Ленский, как настоящий влюбленный, бросает вызов обидчику своей возлюбленной. Это был роковой шаг. В ночь перед дуэлью Владимир пишет Ольге последние стихи, а Онегин крепко спит…
И вот при первом же испытании Онегин пасует перед укладами так ненавистного ему общества. В роковое утро перед поединком он считает себя «мячиком предрассуждений», рабом светской условности:
И вот общественное мненье!
Пружина чести, наш кумир!
Но все же стреляет. Так и случилось, что хотя и невольный, Онегин все же убийца. И это накладывает на него неизгладимый отпечаток. Недаром герой признается в письме Татьяне:
Еще одно нас разлучило…
Несчастной жертвой Ленский пал…
Именно отсюда и начинается ломка жизни Онегина, поспешное бегство из деревни, странствия по родной земле и все растущее чувство собственной неполноценности и бесполезности:
Зачем я пулей в грудь не ранен?
Я молод, жизнь во мне крепка;
Чего мне ждать? тоска, тоска!..
После отъезда Онегина Татьяна приоткрывает перед читателем завесу тайны, кем же на самом деле был Онегин. Она его любит, любит по-настоящему, но ее оценка так же сурова, как и комментарии автора:
Чудак печальный и опасный,
Созданье ада илб небес,
Сей ангел, сей надменный бес,
Что ж он?..
В восьмой главе романа перед нами предстает другой Онегин. Он повзрослел, стал богаче духовно, глубже, искреннее. И письмо к Татьяне тому подтверждение. Но герой опоздал, Татьяна несвободна. Путешествие сильно изменило героя, но отказ Татьяны изменит его не меньше. Но автор ничего больше не говорит:
И здесь героя моего,
В минуту, злую для него,
Читатель, мы теперь оставим,
Надолго… навсегда.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

spacer
Образ Евгения Онегина в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»