Нравственный выбор человека на войне

Война – это самое страшное наказание для человечества. Война приносит горе, беды, голод и смерть. Люди сами развязывают войны, сами страдают от них. Из-за многочисленных военных столкновений гибнут люди. Миллионы людей. Тысячи детей оставались сиротами по вине шальной пули или сброшенной на родной дом бомбы; только начинающие жить, совсем юные парни и даже девушки вынуждены отправляться на фронт, дабы защитить Родину от фашистского вторжения. Еды не хватало. Народ голодал, растягивая оставшиеся жалкие крупицы еды на долгие дни, чтобы выжить.

Были даже зафиксированы случаи каннибализма – поедания человеком себе подобных (каннибализм имел место в блокадном Ленинграде). Война толкала людей даже на такие аморальные, из ряда вон выходящие поступки. И конечно, оказавшись на войне, человек невольно предстает перед нравственным выбором. Он должен сделать этот выбор. Предать Родину и сохранить жизнь, живя после как пресмыкающееся существо с тяжким грузом предательства, или с честью сложить голову, но остаться верным своей стране? Многие люди, оказавшись там, на войне, и увидев все ее ужасы, не смогли сделать правильного выбора.
О проблеме нравственного выбора
человека на войне рассказывает нам повесть В. Быкова “Сотников” В ней говорится о двух партизанах – Сотникове и Рыбаке, которые пошли добывать для себя и сослуживцев продовольствие. Рыбак шел легко и быстро, он был весел, а Сотников – напротив. Сотников был болен, хмур, ослаблен. Сотников кажется нам сразу слабой личностью. Однако мы понимаем, что это не так, когда двое партизан сталкиваются с немцами. Рыбак сразу убегает, а Сотников, будучи подстреленным фашистской пулей, остался отстреливаться от них. И вовсе убеждаемся мы в силе духа Сотникова тогда, когда он вместе с Рыбаком попадает в плен к немцам. Едва его вызвали на допрос, он сказал полицаю – следователю Портнову, – что правды говорить не будет, и, несмотря на все его угрозы и пытки, он не оступился от этого. А Рыбак – наоборот. Кажущийся внешне сильным, внутри он слабый, гнилой, не в меру хитрый человек. Он был вежлив со следователем, покорен ему. А затем, когда последовало предложение полицая сотрудничать с ними в обмен на сохранение жизни, Рыбак согласился и на это. “Сволочь”, – сказал ему тогда не ожидавший такого поведения от Рыбака Сотников. После ликвидации у него мимолетом появилась мысль – сбежать, убежать прочь от фашистов. Однако он оказался неспособен и на это.
Война – это то время, когда полностью раскрываются положительные качества будущего героя или отрицательные – будущего предателя. В повести Василя Быкова, например, героем оказался Сотников, а Рыбак – трусом. Каждый из них сделал для себя нравственный выбор. Сотников был готов отдать свою жизнь за Родину, за друга (перед ликвидацией Сотников пытался взвалить всю вину на себя, спасая этим Рыбака). Он был готов умереть. А Рыбак – нет. Рыбак был не против клейма предателя, ведь его жизнь была спасена.
Рыбак сделал свой выбор – выбор в пользу предательства. И что же в итоге? Его друг погиб, он сам стал прислужником Третьего Рейха, что, возможно, повлечет за собой еще ряд очень плохих последствий. А что он в итоге получил? Всего лишь сохранил свою никчемную жизнь. Итоги предательства для каждого человека определятся по-разному, но можно сказать лишь одно – в последствиях этого грязного поступка больше отрицательного, чем положительного.



spacer
Нравственный выбор человека на войне